Тема 1. Социально психологические закономерности общения
Основные вопросы:
Общение есть реализация всей совокупности отношений человека. Социальная психология изучает, главным образом, общение как реализацию межличностных отношений, субъектом которых выступает конкретная личность. В социологии исследуется общение между группами.
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией; выработку стратегий взаимодействия; восприятие и понимание другого человека.
Общение, наряду с деятельностью, можно рассматривать как одну из сторон социального бытия человека. Некоторые определяют общение как неотъемлемую составляющую любой деятельности, другие склонны говорить о собственно коммуникативной деятельности.
В процессе общения принято выделять три его стороны:
►коммуникацию (обмен информацией);
►интеракцию (взаимодействие);
►социальную перцепцию (восприятие партнёрами по общению друг друга и установление взаимопонимания).В связи с этим определяются и функции общения: информационная, регуляционная и аффективно-коммуникативная. Кроме того, общение способно обогатить совместную деятельность возникновением в ней новых связей и отношений между людьми.
Существует два основных способа общения: вербальное (посредством речи через знаковую систему языка) и невербальное, функция которого состоит в репрезентации эмоциональных состояний посредством нескольких знаковых систем: оптико-кинетической, паралингвистической, экстралингвистической, посредством визуального контакта и пространственно-временной организации коммуникации.
Следует отметить противоречивость общения, соединяющего в себе тенденции к общности и обособлению.
На уровне экспериментального исследования коммуникация в традиционной социальной психологии изучается посредством лабораторного эксперимента. Анализу в этом случае подвергаются средства коммуникации, тип и частота контакта, структура самого коммуникативного акта, т.е. формальная сторона общения. В отечественной экспериментальной практике предприняты исследования общения в ходе совместной деятельности людей и формирования «совокупного субъекта деятельности».
Важно понимать, что общение – многогранный процесс, имеющий под собой как духовную, так и материальную основу. В общении раскрываются и межличностные, и общественные отношения человека. Природа межличностных отношений эмоциональна, общественные же отношения носят безличный характер. Однако внутри системы общественных отношений люди вступают в общение, где неизбежно их индивидуальные характеристики проявляются в «стиле исполнения социальной роли».
К структуре общения можно подойти по-разному как через выделение уровней анализа явления, так и через перечисление его основных функции Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Б.Ф. Ломов, 1984).
Первый уровень — макроуровень общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.Второй уровень — мезауровенъ (средний уровень) общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенапрашенных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуации общения — по поводу «чего» и «с какой целью». Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями идеями, переживаниями.
Третий уровень — микроуровень главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакции. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера (Например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию – действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т.п.)
Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик— информационной, интерактивной и перцептивной (Г.М. Андреева, 1980). В более или менее аналогичном смысле выделяются информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная функции (Б Ф Ломов, 1984).
Информационно-коммуникативная функция общения в широком смысле заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы).
Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функция общения в отличие от информационной заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Здесь следует сказать не-сколько слов о традиции использования понятий взаимодействия и общения в социальной психологии. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей (действий, контрдействий, содействий) в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности или шире — в процессе социальной активности.
Аффективно-коммуникативная функция общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение – важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.
Представляется оправданным привести другую классификационную схему функций общения, в которой наряду с перечисленными отдельно выделяются и другие функции:
1. Прагматическая функция общения. Реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функция общения. Проявляется в процессе формирования и изменения психического облика человека. Известно, что на определенных стадиях развитие по-ведения, деятельности и отношения ребенка к миру и к самому себе опосредовано его общением со взрослым. В ходе развития внешние, опосредованные общением формы взаимодействия ребенка и взрослого трансформируются во внутренние психические функции и процессы, а также в самостоятельную внешнюю активность ребенка.
3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в своем существовании и в своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека "не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным". Известно, что повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу простейшей "подтверждающей терапии": ритуалы, знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указанные процедуры направлены на поддержание у человека "минимума подтвержденности".
4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Восприятие других людей и поддержание с ними раз¬личных отношений (от интимно-личностных до сугубо деловых) для любого человека неизменно связано с оцениванием людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо позитивных, либо негативных по своему знаку. Конечно, эмоциональные межличностные отношения — не единственный вид социальной связи, доступный современному человеку, однако они пронизывают всю систему взаимоотношений между людьми, часто накладывают свой отпечаток и на деловые, и да¬же на ролевые отношения.
5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим со-бой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.
Структура общения может быть рассмотрена с учетом ее динамического аспекта (фа-зы, стадии или этапы общения).
Рассматривая динамику общения, можно выделить следующие составляющие (фазы) этого процесса:
1. возникновение потребности в общении (необходимо сообщить или узнать инфор-мацию, повлиять на собеседника и т. п.) и уяснение целей (что конкретно я хочу достичь в результате общения);
2. вход субъекта в коммуникативную ситуацию;
3. ориентировка в ситуации общения и личности собеседника;
4. планирование содержания и средств общения (человек представляет себе, что именно скажет, выбирает конкретные средства, фразы, решает, как себя вести и т.п.);
5. пристройка к субъекту - партнеру по взаимодействию (занятие определенной пози-ции по отношению к партнеру по общению);
6. фаза взаимоинформирования, взаимодействия, обмена речевыми или контактными действиями;
7. восприятие и оценка ответных реакций собеседника, контроль эффективности об-щения на основе установления обратной связи;
8. корректировка направления, стиля, методов общения;
9. фаза взаимоотключения и выхода из контакта.
По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Так, по средствам общение может быть непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.
Опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях! печать, радио, телевидение и т. п.).
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения, например, телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди (скажем, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
По длительности общение может быть кратковременное и длительное. По степени завершенности - законченное и прерванное (незаконченное).
По контингенту участников и количеству каналов двухсторонней связи различают также межличностное общение, лично-групповое (например, руководитель - группа, учитель - класс и т.п.), межгрупповое (группа - группа), а также массовое (социально-ориентированное) и внутриличностное (интраперсональное) общение.
Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. В социальной психологии выделяют три типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
Императивное общение - авторитарное, директивное взаимодействие с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или решениям. В этом случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, он выступает пассивной, "страдательной" стороной. Конечная цель такого общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния используются приказы, предписания и требования. Можно указать ряд сфер деятельности, где использование императивного общения является достаточно эффективным. К таким сферам относятся: отношения субординации и подчинения в условиях воинской деятельности, отношения "начальник - подчиненный" в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах и т.п. Но можно выделить и те сферы межличностных отношений, где применение императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, а также вся система педагогических отношений.
Манипулятивное общение - тип межличностного общения, при котором воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Как и императив, манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Сферой "разрешенной "манипуляции" является бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа общения стала концепция общения, развитая Дейлом Карнеги и его последователями. Широко распространен манипулятивный стиль общения и "в области пропаганды.
Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия на других людей в деловой сфере, как правило, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных, "нужных" манипулятору свойств и качеств.
В целом профессию педагога и психолога можно отнести к наиболее подверженным манипулятивной деформации. Например, в процессе обучения всегда присутствует эле-мент манипуляции (сделать урок интереснее, замотивировать учащихся, привлечь их вни-мание и т.д.). Это часто приводит к формированию у профессиональных педагогов устойчивой личностной установки на объяснение, научение, доказательство.
Объединив императивную и манипулятивную форму общения, можно охарактеризовать их, как различные виды монологического общения. Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих "двойников".
Диалогическое общение - равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имею-щее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Такое общение воз-можно лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
1. наличие психологического настроя на актуальное состояние собеседника и соб-ственное актуальное психологическое состояние (следование принципу "здесь и теперь");
2. использование безоценочного восприятия личности партнера, априорная установ-ка на доверие к его намерениям;
3. восприятие партнера как равного, имеющего право на собственные мнения и решения;
4. содержание общения должно включать проблемы и нерешенные вопросы (пробле-матизация содержания общения);
5. следует персонифицировать общение, то есть вести разговор от своего имени (без ссылки на мнения авторитетов), представлять свои истинные чувства и желания.Диалогическое общение позволяет достичь более глубинного взаимопонимания, самораскрытия личностей партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
Можно выделить также следующие виды общения:
Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства об-щения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.Деловое общение - ситуации, когда целью взаимодействия становится достижение ка-кого-либо четкого соглашения или договоренности. При деловом общении особенности личности и настроения собеседника учитываются прежде всего для достижения главной цели в интересах дела. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.
Интимно-личностное общение возможно тогда, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, собеседник поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. При таком общении каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. Чаще всего такое общение возникает между близкими людьми и в значительной мере является результатом предшествующих взаимоотношений. В отличие от делового, это общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем, интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит во-круг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п.
Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, то есть люди го-ворят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеет никакого зна-чения и не определяют характера коммуникаций.
Существует также инструментальное общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. В отличие от него, целевое общение само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Диагностическое общение имеет целью сформировать определенное представление о собеседнике или получить у него какую-нибудь информацию. Партнеры находятся в различных позициях: один спрашивает, другой отвечает.
Воспитательное общение предполагает ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представляя себе желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и т.п.
Общение служит установлению взаимосвязей и сотрудничества людей. И от того, насколько грамотно построено общение, зависит результативность переговоров, степень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудниками, удовлетворенность работников фирмы своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими предприятиями и организациями.
В менеджменте туризма общение играет определяющую роль. Для менеджера туристической фирмы – человека, который постоянно должен работать с людьми, способность к общению жизненно необходима. Это один из важных навыков, которым должен обладать менеджер, поскольку в немалой степени на успешность деятельности туристической фирмы влияет уровень общительности менеджера.
Например, замкнутость, высокая и сверхвысокая общительность ограничивают познавательные возможности руководителей по анализу, изучению и оценке как членов коллектива, так и ситуации в целом, в которой работает коллектив. Высокая общительность мешает руководителям сосредоточиваться на решении главных вопросов взаимодействия в коллективе, вызывает у них трудности в концентрации внимания. Высокообщительные и замкнутые руководители вызывают рассогласование между их поведением и социально-психологическими установками членов коллектива, что в целом отрицательно сказывается на формировании социально-психологического климата в коллективе, на результатах взаимодействия в коллективе, а также на результатах труда.
В этой связи менеджер, осуществляющий руководство туристической фирмой должен понимать, что умение общаться – не менее значимый элемент его профессиональной деятельности, чем специальные знания и навыки работы.
Общение отличается тем, что в его процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется и изменяется. Поэтому менеджеру необходимо организовать общение соответствующим образом. Общение включает в себя:
1) формулирование цели (изучение участников, темы и ситуации);
2) подготовку к общению (определение стратегии и тактики общения, выбор альтернатив);
3) непосредственно само общение (начало контакта, передача или получение информации, аргументирование);
4) принятие решения.Процесс общения начинается с формулирования идеи. При этом цели, которые формулирует менеджер туристической фирмы, могут быть самыми разными: заключить соглашение, разрешить спорный вопрос, убедить собеседника в приобретении той или иной туристической услуги, получить необходимую информацию и т. п. Четкое представление цели делового общения особенно важно при выборе тактики общения.
В процессе подготовки к деловому общению необходимо составить своего рода план, в соответствии с которым:
1) участники беседы должны располагать временем, достаточным для проведения спокойного, обстоятельного разговора;
2) следует предусмотреть обстоятельства, которые могут помешать беседе;
3) необходимо подавить в себе чувства, отрицательно влияющие на объективность восприятия собеседника;
4) необходимо заранее предвидеть возможные вопросы и быть готовым к ним.Менеджер на стадии подготовки к общению должен не только оценить своего будущего собеседника и сложившуюся ситуацию, но и продумать манеру своего поведения, чтобы эффективно управлять им, создавая при этом благоприятные условия для общения.
Следующий этап – определение стратегии и тактики общения. На этом этапе следует определить главную и второстепенные цели общения. К тактике общения относится и умение задавать вопросы, регулируя при этом направление беседы. Вопросы эффективно использовать для достижения следующих целей: убедить, получить согласие, преодолеть сопротивление.
Процесс непосредственного общения связан с преодолением определенного психологического барьера. Чтобы его преодолеть менеджер, должен знать факторы воздействия на собеседника, такие как авторитет инициатора беседы, содержание беседы, состав информации, сила личности менеджера. В этой связи на начальном этапе общения важно проявить искренний интерес к личности собеседника, к его проблемам, корректно отнестись к различным аспектам беседы.
На начальной стадии общения должны быть решены следующие задачи:
1) установление контакта;
2) создание благоприятной атмосферы для общения;
3) привлечение внимания;
4) пробуждение интереса к беседе.Логическим продолжением начала беседы является передача (получение) информации. На данном этапе необходимо решение следующих задач: сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника; выявление мотивов и целей собеседника; передача собеседнику запланированной информации; анализ и проверка позиций собеседника.
В момент аргументации можно полностью или частично изменить позицию и мнение своего собеседника. В процессе аргументации для достижения эффекта необходимо оперировать простыми, ясными убедительными понятиями. Способы аргументации следует выбирать с учетом особенностей характера собеседника, при этом аргументация должна быть корректной по отношению к нему.
Следующим этапом делового общения является подведение итогов. В процессе анализа беседы следует внимательно оценить отношение собеседника к тем событиям и фактам, относительно которых состоялась беседа. На этом этапе представляется возможным установить нерешенные задачи и наметить план будущей беседы, поскольку посредством одного разговора не всегда удается достичь стратегических целей общения и понять собеседника.
Заключительным этапом делового общения является принятие решений. Здесь подводятся итоги беседы, оговаривается полученный результат, а также выясняются нерешенные проблемы и конкретизируются вопросы для последующего решения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в туристической деятельности менеджер не должен недооценивать навыков межличностного общения, без которых невозможно эффективное управление. Межличностное общение базируется на навыках, которые в процессе трудовой деятельности менеджера постоянно совершенствуются.