Тема 1. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ЭТИКИ
Этика – раздел философии, изучающий мораль (нравственность). В научной литературе существуют два подхода к понятиям «мораль» и «нравственность». Согласно первому, «мораль» и «нравственность» определяются как синонимы. Они интерпретируются как уникальные способы духовно-практического освоения мира человеком, которые совершаются в логико-рефлексивной, эмоциональной и подсознательной формах.
Согласно второму, «мораль» – принятые в обществе представления о добре и зле, правильном и неправильном, хорошем и плохом, совокупность норм поведения, которые опираются на данные представления. Если под нравственностью понимают внутреннюю сторону морали, то сама мораль является внешней по отношению к индивиду.
Этика как наука не даёт жёстких рекомендаций как поступить в конкретном случае, но, опираясь на нравственные правила, она формирует и нравственное сознание и, как следствие, возможность размышлять о поступках, оценивать их последствия, влияние на окружающий мир и человека. Одним из главных направлений исследований в рамках этики является вопрос о пределе ответственности человека за свои решения и поступки.
Пpисущая человеку способность оценивать своё и чужое поведение существует благодаря заложенным и воспитанным в человеке моральным нормам. Эта рефлексивная способность даёт возможность оценивать мысли и поступки с точки зрения своих и чужих традиций. Мораль можно представить в двух аспектах: с одной стороны, она характеризует личность, совокупность его моральных качеств и добродетелей, с другой – является совокупностью моральных норм. Являясь своеобразной формой общественного сознания, она не всегда связана с материальными отношениями и может иметь ярко выраженный идеологический характер.
В структуре этики выделяют практическую и нормативную части. Этика как практическая философия связана с ежедневной жизнью людей и в обыденном сознании понимается как свод принципов жизни. Результатом изучения этики становится наше поведение. Являясь наукой, этика исследует общение и поведение человека, предлагая ему высшие нравственные ориентиры, а подчас и детализированную нормативную программу достойного поведения.
Этика создаёт идеал добродетельного человека, образец для подражания, формирующего реальные нравы общества, понятия добра и зла. Таким образом, этика является устойчивой системой знаний и представлений, предметом изучения которой является мораль, её специфика и законы развития.
Цель этики – изменить жизнь человека, его ценностные ориентиры и, как следствие, поведение в соответствии с полученным знанием о добродетели. Основными вопросами этики являются: – высшие нравственные ценности (смысл жизни, жертвенность, любовь, истина) и идеальные моральные ориентиры; – конкретно-исторические ценности и нормы, которые содержат в себе моральные принципы и общечеловеческие ориентиры – гуманизм, милосердие, великодушие и пр.; – конкретные нравы отдельных народов, существующие в тот или иной период истории, их соотношение с идеально-должным моральным поведением.
Например, самые общие универсальные запреты (не убий, не укради, будь честным и т.д.) и повеления, которые часто выражают как общечеловеческие устремления, так и интересы и позицию конкретных социальных групп; – диалектика поведения личности и его морального сознания, взаимодействие индивидуальной и общественной морали. В науке выделяют основные социальные функции этики:
► регулятивную. Через функцию регуляции выражается императивный характер морали. Мораль превращается в вид социального управления, используя нормы, предписания, оценки, мотивы.
► ценностно-ориентирующую. Ценностно-ориентирующая функция заключается в выработке норм, принципов, правил поведения, обеспечивающих становление личности с твёрдыми нравственными установками и убеждениями.
► воспитательную. Благодаря воспитательной функции происходит формирование определённого типа личности, передача нравственного опыта от поколения к поколению.
► познавательную. Познавательная функция позволяет человеку приобретать знания в вопросах морали и нравственного опыта, расширять и укреплять свои связи в обществе, совершенствовать себя как личность.
Формирование этики начинается одновременно с развитием греческой литературы и философии (Гомер, Анаксимен, Гесиод, Анаксимандр и др.). Большой вклад в её развитие внёс Аристотель, считающийся, помимо прочего, «отцом» науки этики, сочинивший уникальные произведения «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика».
Формирование этики, по мнению исследователей, прошло три этапа: предэтика, античное просвещение и классика. Этика представляла одну из важнейших частей античной философии. Её определяли как рациональное мышление и знание о ценностях человеческой жизни. Древняя этика в основном уделяла внимание человеческим добродетелям. Зачатками первых этических взглядов являлись языческие представления древних о человеке, нашедшие своё отражение в мифологии.
В лице Гомера, Гесиода, Анаксимандра, Гераклита и Пифагора античная этика ставила перед собой вопросы о судьбе человека и смысле его жизни. Моральные законы представляла в чувственно-образной форме смелая мужественная героическая личность. Зрелыми подходами к анализу этических понятий отличалась школа софистов, а также древнегреческий философ Сократ. Будучи профессиональными учителями риторики и философии, они развили в этике идею о трёхступенчатой системе воспитания – семья, школа и право, которые должны быть дополнены эстетическим и нравственным воспитанием посредством должных и необходимых норм поведения, закреплённых в государстве.
Смыслом поисков Сократа было абсолютное знание, к которому он пробивает дорогу своей диалектикой. В своих размышлениях Сократ приходит к пониманию основной цели воспитателя – взращиванию человеческой души. Отсюда его обоснование необходимости поиска человеком нравственной истины. Высокая классика является заключительным этапом «возникновения» этики.
Наиболее яркими представителя данного периода были Платон и Аристотель. Для Аристотеля основные проблемы этики связаны с определением гражданина, у которого должны быть конкретные добродетели по отношению к государству. Благодаря их существованию он может быть гражданином, быть полезным обществу и способен осуществлять свои политические права.
Философия Платона насыщена этическими проблемами: это проблемы природы высшего блага, его осуществления в поведении людей и в жизни общества. В своих многочисленных диалогах («Теэтет», «Федон» и др.) Платон на первый план ставит проблему очищения души от мирских удовольствий. На его взгляд, первостепенной задачей человека является его возвышение над беспорядком, поэтому он всеми силами души стремиться к уподоблению Богу.
Для средневековья основным ориентиром для формирования этических взглядов становится Евангелие (Новый Завет) и высочайшим нравственным идеалом – Иисус Христос. Основным критерием духовного развития человека становится не знание, а его внутренняя чистота и, как следствие, моральнонравственные качества.
Рационализм культуры и философии Нового времени привёл к тому, что общеобязательные нормы морального поведения, а также сочетание индивидуальных личностных качеств индивида с общепринятыми нормами и правилами поведения становятся предметом обязательного изучения.
Развитие психологии в ХIХ веке направило этику на изучение психологических мотивов человеческого поведения. Поэтому её предметом становятся внутренние характеристики и качества личности.
ХХ век характеризуется появлением метаэтики, предметом которой является логический анализ языка морали. Являясь логическим завершением рационализма, метаэтика полностью отказалась от изучения правил и норм жизни. Она подвергла критике традиционную этику за попытку эмпирических определений таких понятий, как добро, истина, идеал и т.д.
В начале ХХ века этика начинает акцентировать внимание на рассмотрении роли моральных факторов в конкретных социальных процессах. Данного направления придерживается немецкий социолог М. Вебер. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 г.) он решает проблему роли этики в культуре, рассматривает этические компоненты социальных систем, а также значение этики для экономического развития общества.
В отличие от социальной этики, этика экзистенциализма была обращена к внутреннему миру человека. Поэтому её предмет был наполнен психологическим содержанием и личностным смыслом. В конце ХХ века появляется прикладная этика, которая отражает запросы развития современной цивилизации и отвечает практическим потребностям современного общества. К прикладной этике относятся все виды профессиональной этики – юридическая этика, этика учёного, этика делового общения, этика бизнеса, административная этика. Современными направлениями прикладной этики также являются политическая этика, экологическая этика, суррогатное материнство, генная инженерия.
Категории этики – наиболее общие понятия, которые применяются для обозначения объектов, изучаемых этикой. С помощью категорий в обыденном и теоретическом нравственном сознании отражаются наиболее важные моменты поведения людей, нравственные чувства, отношения, взгляды и ориентиры личности. Они составляют ядро категориального аппарата этики. Этика изучает такие понятия, как:
- «добро и зло»,
- «долг и совесть»,
-«добродетель и порок»,
- «честь» и «достоинство,
- «ответственность»,
- «счастье»,
- «смысл жизни»,
- «милосердие»,
- «идеал»,
- «свобода» и др.Её интересует моральное наполнение таких человеческих качеств, как:
- честность,
- порядочность,
- умение держать слово и вообще всё, что связано с внутренней душевной жизнью человека:
- чувство стыда за совершённый поступок,
- осознание вины, раскаяние.Этика изучает также и безнравственные явления:
- предательство,
- зависть,
- ревность и т.д.Спецификой этических понятий является то, что они заключают в себе определенное содержание нравственности, в них отражаются различные моральные позиции одновременно, эти понятия настолько фундаментальны, что в своей сумме они выражают понятие морали. Определяющими фундаментальными категориями этики являются добро и зло, которые представляют собой критерии деления явлений социальной и индивидуальной жизни на нравственные и безнравственные.
Долг и совесть – категории, в которых отражены особенности контрольных механизмов морального сознания.
Честь и достоинство отражают нравственные качества личности и социальной группы.
Категории смысла жизни и счастья несут в своём содержании программные установки нравственной жизни личности, нравственные ориентиры морального сознания, черты нравственного идеала.