Существует несколько подходов к правильному формулированию целей, самые известные из них: SMART1 и ХСР2. Первая методология часто используется в бизнесе, вторая в психологии. Согласно им, при постановке целей необходимо ориентироваться на следующие правила:
1. Позитивная формулировка. Определяя цель, мы указываем чего хотим достигнуть, а не избежать. Также желательно отказаться от частицы "не". Не правильно: "хочу бросить курить", "хочу перестать бояться темноты", "хочу не проиграть", "хочу не беспокоиться о заработке" Правильно: "хочу контролировать свое желание курить", "хочу научиться получать удовольствие от ночных прогулок", "хочу выиграть/свести к ничье", "хочу иметь пассивный доход и 1000000$ на банковском счете".
2. Конкретность и достижимость. Однозначное понимание цели, а также принятие того факта, что ее можно достичь. Не правильно: "хочу любви", "хочу много денег", "хочу больше зарабатывать", "хочу машину прямо сейчас", "хочу 1.000.000.000.000.000$", "хочу жить 500 лет", "хочу пробежать марафонскую дистанцию менее чем за час". Правильно: "хочу жениться", "заработать за год 1.000.000 рублей", "пробежать марафонскую дистанцию менее чем за 4 часа".
3. Сенсорность результата. Есть конечный результат (финиш), который определяет, что цель мы все-таки достигли. Важно четкое представлять критерии достижения цели. Не правильно: "хочу много денег", "хочу машину", "хочу сделать свой блог популярным". Правильно: "хочу 1 000 000$ наличными", "хочу мерседес S-класса черного цвета 2010 года или новее", "хочу, чтобы у моего блога было 1000 подписчиков".
4. Личный контроль. Понимание и принятие личной ответственности за результат. Не правильно: "хочу, чтобы мне платили 200.000$ в месяц". Правильно: "обеспечить объем продаж в месяц от 10.000.000$ и обосновать руководству необходимость повышения зарплаты до 200.000$ в месяц".
5. Ограниченность во времени. Понимание временных рамок, когда цель должна быть достигнута. Есди этого не сделать, то существует большая вероятность того, что цель будет регулярно откладываться и переноситься. Не правильно: "хочу 1.000.000$". Правильно: "хочу к 01.01.2015 заработать 1.000.000$", "хочу за 2012 год повысить объем продаж на 30%"
6. Экологичность и уместность. Сама цель и ее достижение удобны для человека, отсутствуют какие-либо внутренние протесты, и не нарушаются ценности и приоритеты, а также (желательно) чтобы достижение этой цели продвигало к достижению более крупной цели. Так большой заработок иногда может предполагать постоянные командировки и задержки на работе, хотя хотелось бы больше времени проводить с семьей, или получение 2-го высшего образования не является необходимостью или большой ценностью для человека, то имеет смысл или подкорректировать цель или поработать со своими убеждениями, ценностями и приоритетами.
7. Понимание 1-го шага. 1-м шагом может быть и простой сбор информации, или накопление какого-нибудь небольшого стартового капитала, или запись на учебу/тренинг.
Источник: http://80na20.blogspot.ru/
1. В переводе с английского «smart» означает «умный» с оттенком «хитрый», «смекалистый». В нашем случае это слово является аббревиатурой, которую ввел Питер Друкер в 1954 г. SMART содержит в себе 5 критериев постановки целей: Specific - конкретная; Measurable - измеримая; Achievable - достижимая; Realistiс - реалистичная; Timed - определенная по времени. Подробнее в Википедии
2. ХСР (хорошо сформулированный результат) - техника была разработана в рамках НЛП и изучается одной из первых теми, кто ему профессионально обучается.