ФОРУМ О ПСИХОЛОГИИ, ОБРАЗОВАНИИ, ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ И УСПЕХЕ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » ФОРУМ О ПСИХОЛОГИИ, ОБРАЗОВАНИИ, ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ И УСПЕХЕ » ✨ Внеурочная работа (проекты и конкурсы) » Деловая игра (+FRPG) "Большой разговор об ответственности"


Деловая игра (+FRPG) "Большой разговор об ответственности"

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

В данной деловой игре мы разберем основные идеи и подходы к решению сложных ситуаций и формирования имиджа ответственного человека, которые изложены в книге Керри Паттерсона и др. Серьезный разговор об ответственности. Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением, 2014. Скачать здесь>>

А разбор этот нам поможет сделать Метод Эдварда де Боно. Вот пару тем, где изложен его функционал:
★ Проблема-тупик:( Как начать думать, если не знаешь с чего начать?>>
★ Школа развития креативности Эдварда де Боно>>

Что такое ДИ и FRPG?

Деловая игра - это игровой метод активного социально-психологического обучения, род операциональных игр, заключающий в своей структуре форму воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой деятельности участников на имитационной модели, воссоздающей условия и динамику практической деятельности. Деловые игры представляют собой искусственные ситуации со специально разработанными правилами, в которых играющего постоянно ставят в неожиданные положения, "загружают" решением конфликтов, проблем и т.п.

Абревиатура FRPG - это форумная ролевая игра (англ. Forum Role Playing Game, FRPG) — разновидность текстовой ролевой игры (текстовки). Форумная ролевая игра является своего рода поджанром литературных ролевых игр. Правила текстовых ролевых игр предусматривают прописывание игроками в отдельном сообщении (посте) действий, мыслей и фраз тех персонажей, роли которых они играют.

За основу FRPG берется определенный мир, придуманный одним или группой авторов, в том числе и простыми игроками. Задачей этих самых игроков является создание персонажа, которого они пытаются раскрыть, моделируя различные сюжетные перипетии. В целом, сюжет пишет не один игрок, а несколько. Он создается пошагово, в течение определенного промежутка времени и его развязка, порою, остается загадкой даже для самих игроков.

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/398518.png

0

2

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/t262795.png
6 ФАКТОРОВ ВЛИЯНИЯ

Воспринимать поведение людей с разных точек зрения поможет модель, содержащая шесть факторов влияния. В нее мы внесли причины поведения людей (в том числе и те, что стоят за невыполнением обязательств). На вершине нашей модели располагаются два компонента выбора поведения. Для того чтобы предпринять необходимые действия, нужны желание и возможности. На каждый из компонентов воздействуют три фактора влияния: сам человек, другие люди и обстоятельства.

Источник 1. Личностная мотивация

Люди основывают свои действия на личной мотивации.

► Есть ли у нас стимул совершить действие?
► Доставляет ли оно удовольствие независимо от того, что думают или чувствуют другие?
► Приятно оно или болезненно?

Эта модель заложена в нас, и отчасти она верна. Люди действительно имеют личные мотивы. И, без сомнения, получают удовольствие от определенных видов деятельности, а порой им бывает приятно заставлять других страдать. Однако, учитывая только этот источник влияния, мы попадем в беду.

Источник 2. Личные возможности

Расширим нашу простую модель, добавив к ней личные возможности. Теперь мы можем задать два вопроса:

► Мотивированы ли люди выполнять свои обещания?
► Могут ли они их выполнить? (Владеет ли человек необходимыми навыками или знаниями, чтобы сделать то, что требуется?)

Включив в нашу модель два источника, мы признаем, что для решения задачи одного только желания недостаточно. Помимо всего прочего, нужно обладать определенными умственными или физическими способностями. Насколько вероятно, что менеджер компании, ответственный за связи с клиентами, не перезванивает враждебно настроенным клиентам, потому что не знает, как исправить ситуацию? А медсестры не каждый раз пользуются защитными перчатками, потому что не могут надеть их достаточно быстро?
Получив возможность выбора из двух вариантов, мы сможем рассказать себе совершенно другую историю. Мы уже не будем считать, что нарушивший обязательства сотрудник просто немотивирован, следовательно, эгоистичен и равнодушен. Мы признаем, что он мог пытаться сделать то, что должен, но что-то ему помешало.

Проявите любопытство! Признав, что причина проблемы проистекает из нескольких источников, мы изменим свое отношение к ней. Наша уверенность поколеблена, и мы уже не злимся и не рубим сплеча. Мы заинтересованы, а не выходим из себя. Мы чувствуем, что должны собрать больше данных, а не палить из всех пушек. Из судьи мы превращаемся в любопытного участника событий.

Источник 3. Социальная мотивация

По словам взрослых, подростки выходят из-под влияния сверстников через пару недель после получения аттестата о среднем образовании. Своих детей мы неустанно предупреждаем о том, что не всегда стоит следовать примеру ровесников. Однако редко задумываемся о том, почему влияние окружающих не исчезает после окончания школы. Мы выросли, и теперь оно менее очевидное, но все же не менее сильное.

Что, например, происходит, когда руководитель группы программистов подходит к одному из своих подчиненных и говорит:
– Слушай, Крис, мы отстаем от графика. Нельзя ли ускорить процесс?
– Как? – спрашивает Крис.
– Может, сократить финальное тестирование или вообще пропустить его? Программа, кажется, и так работает.

Задан простой вопрос – и программа отправилась на финальную сборку без тестирования.

Насколько сильно на вас влияют коллеги, начальники, клиенты, семья и вообще другие люди? Помните эксперимент Соломона Эша и Стэнли Милгрэма? (Подробнее: здесь>> и здесь>> ) Они создавали испытуемым условия, при которых социальное давление заставляло их менять свое мнение, лгать и даже причинять боль. Так почему же мы удивляемся тому, что многие из нелепых поступков и детей, и взрослых мотивированы желанием добиться признания окружающих?

Медицинские работники не соблюдают требований гигиены, ученые не обращают внимания на безопасность, бухгалтеры закрывают глаза на то, что их коллеги нарушают закон, – и все молчат.

Почему?

Потому что присутствие других людей, столь же молчаливых, заставляет нас усомниться в собственных убеждениях, а желание признания своей группы влияет на все суждения. Социальное давление – мать глупости.

Источник 4. Социальная возможность

Люди могут не только мотивировать вас к действиям, но и дать вам возможность совершить их или лишить ее – стать помощником или помехой. Для того чтобы вы сделали свою работу, коллеги должны помогать вам, предоставляя информацию, инструменты, материалы, а иногда и давая разрешение.

Сотрудники не выполняют свою часть работы (если, конечно, вы работаете не в вакууме) – и вот вы уже в безвыходном положении.

Помните наших программистов?
Что, если пакет тестирования вышел из строя?
Что, если ответственный за подключение серверов уехал на технический семинар, не отладив их?

Может быть, поэтому программа дала сбой при финальной сборке. Все это следует обсуждать. Но кто знает, что произошло на самом деле? Сначала нужно собрать всю информацию.

Вы – значительная часть социальной формулы. Давайте добавим в социальную формулу еще одну составляющую – вас. Вы тоже человек. Возможно, проблему, которая вас беспокоит, усугубляют ваши собственные действия. И для того чтобы понять, какую роль в ней играете вы сами, придется взглянуть на себя со стороны.

Например, сотрудница сорвала сроки из-за того, что ей не понравилось, как вы попросили ее о помощи. Она обиделась, когда вы без стука ворвались к ней, потрясая своим проектом, и с места в карьер потребовали выполнить для вас кое-какую работу. Вы говорили с ней невежливо и вообще не учли ее потребностей. Ничего не сказав, она отложила вашу просьбу в долгий ящик. «Прости, до этого руки не дошли».

С теми же проблемами мы сталкиваемся дома. Вы вне себя из-за того, что муж слишком суров и холоден с детьми, своими пасынками. Вы не понимаете, в чем дело. Может быть, он просто эгоист или ему не хватает терпения? А может, вы просто не обращаете внимания на то, что ему не нравится в их поведении? Возможно, из-за вас он чувствует, что никто не разделяет его тревоги, и это позволяет ему оправдывать свое грубое обращение с «вашими» детьми?

Но это еще не все. Как значительная составляющая социального влияния на других людей, от вас тоже зависит, смогут ли они соответствовать вашим ожиданиям. Вы, например, помните случай, когда ваш сын не сдал вовремя проект по физике? По дороге с работы вы забыли купить необходимые материалы для макета вулкана, который он строил. Вы, конечно же, осознавали, что стали частью проблемы. Обычно человек понимает, что сам не обеспечил должных условий для выполнения задачи. А те, кого вы подвели, скорее всего, выкажут свое недовольство.

Однако если ваш стиль общения, поведение или методы не нравятся людям, они могут намеренно промолчать и саботировать работу, а вы даже не поймете, что оказались причиной проблемы. Вы будете выслушивать множество отговорок, и никто не скажет вам правды, особенно если вы начальник.

В этом случае нужно посмотреть на себя со стороны и спросить, не являетесь ли вы сами одной из причин проблемы?
Может, вы только делаете вид, что не замечаете этого?

Мы часто делаем то, что заставляет других сопротивляться, негодовать, отказываться от нашей помощи или затягивать дело. И вот что удивительно, иногда точно так же поступаем сами.

Источник 5. Мотивация окружающей средой

В поисках причины того или иного поведения люди интуитивно не учитывают своего окружения, организационных сил, институциональных факторов и многого другого. Мы часто не замечаем, что оборудование, материалы, рабочий график или температура тоже влияют на наше поведение. Кроме того, мы не принимаем во внимание, каким образом цели, исполняемые нами роли, правила, информация, технологии и прочие факторы мотивируют нас или лишают возможности действовать.

Как все это мотивирует нас?

Довольно просто. Например, мы знаем, что людей мотивируют деньги и блага, которые они могут получить. Представьте себе, что будет, если направить деньги на противоречивые цели. Например, менеджеров материально поощряют за снижение издержек, а сотрудников – за сверхурочную работу. Из-за этого они постоянно на ножах друг с другом. Специалисты по контролю качества получают бонусы за проверку материалов, а рабочие на производстве – за их погрузку. И они не могут найти общего языка. Может быть, напряжение снизит упражнение по тимбилдингу или тренинг по разрешению конфликтов. Да-да, не исключено.

Разобравшись в причинах, опытные лидеры изучат систему вознаграждения и обратят внимание на то, как деньги, карьерный рост, новые назначения и иные методы поощрения влияют на поведение людей. Совершенно бессмысленно награждать человека за одно, надеясь при этом на другое.

Умные лидеры и родители это понимают.

Приведем пример того, как можно применить эту концепцию в общественной жизни. Воздействовать на молодежь из группы риска в городских районах очень сложно, потому что примеры успешной карьеры, которые видят подростки, часто связаны с нелегальной продажей наркотиков. Но на скользкую дорожку их толкает не только влияние окружающих, но и финансовые проблемы. До тех пор пока тысячи молодых людей не увидят честного пути к достижению финансового благополучия, они будут поражены этой социальной болезнью.

Несчастливые пары не меньше подвержены этому мощному источнику влияния. Тысячи браков продолжают рушиться, поскольку один или оба супруга отдают свое сердце карьере. Ведь она обещает повышение статуса или высокое вознаграждение тем, кто заплатит за это свою цену.

Источник 6. Возможности окружающего мира

Определенные обстоятельства могут способствовать или мешать выполнению задачи.

Например, представьте себе, что вы пытаетесь заставить специалистов из отдела маркетинга чаще общаться с сотрудниками производственного отдела. Сейчас они избегают друг друга, потому что не ладят между собой. Вы сблизили их цели и создали единую систему вознаграждения, но маркетологи все равно называют производственников вредителями, а производственники маркетологов – хлыщами. Вам кажется, что, если хоть один раз вам удастся собрать их вместе, многие проблемы исчезнут сами собой.

Но как заставить их чаще встречаться и сотрудничать?

Сначала вы пишете вдохновенный меморандум. Однако ничего не происходит. Затем добавляете «сотрудничество между отделами» в критерии результативности компании. Снова ничего. Потом произносите речь, переходите к угрозам и наконец разрабатываете программу вознаграждения для «сотрудника месяца». Вы сообщаете руководителям подразделений, что они должны номинировать на эту награду одного из своих подчиненных, и начинаются бесконечные споры о том, кто это должен быть.

Далее вы решаете придумать что-нибудь необычное. Но не с деньгами. Довольно наград! Пришло время чего-то нового. Можно ли создать что-нибудь такое, что поможет людям проще и чаще взаимодействовать?

Да, можно. Если ваша цель – заставить две группы людей больше общаться, сделайте так, чтобы они приблизились друг к другу. Если дело в частоте человеческого общения, то близость (уменьшение расстояния между людьми) и есть лучшее решение. Люди, находящиеся близко друг к другу, чаще сталкиваются и волей-неволей взаимодействуют.

Мы часто встречаемся с теми, с кем работаем в одном помещении или используем одни и те же ресурсы. Переведите отдел маркетинга поближе к производственным площадям, разместите их на одном этаже, и люди поневоле станут благожелательнее друг к другу. Таким образом, близость или ее отсутствие незаметно, но радикально меняет поведение.

0

3

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/t790043.png
ИНСТРУМЕНТЫ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ РОЛЕЙ
(Образ шляпы - это мышление, которым вы руководствуетесь при принятии решений, по Э. Боно)

Белая шляпа

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/933281.png
Основное качество этих членов команды (студенческой учебной группы) – беспристрастность. Их задача – регистрировать факты, не оценивая их. Если исполняющий эту роль делает сообщение для команды, то он четко перечисляет факты, цифры, события, определяя их номера и последовательность. После его доклада команда должна ответить на вопрос: «Что мы имеем на данный мо-мент?» Во время жаркой дискуссии он может охладить пыл спорщиков, сказав: «Если я вас правильно понял, мы имеем следующие факты: во-первых, данная ситуация вызывает сильные эмоциональные переживания; во-вторых...» В кон-тексте группового обсуждения проблемы Белая Шляпа выполняет следующие функции:
► обозначает проблему для команды;
► организует ее обсуждение;
► координирует обсуждение, проясняя позицию каждого («Если я тебя пра-вильно понял...»);
► при необходимости «переводит» эмоциональные суждения на язык фактов;
четко подводит итоги обсуждения и проговаривает общее решение.

Черная шляпа

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/709149.png
Основное качество этих членов команды (студенческой учебной группы) – критический настрой. Черная шляпа оценивает риски и выявляет слабые места в работе команды. Черная Шляпа докладывает команде о негативных фактах, цифрах, событиях, рисках, негативных перспективах, просчетах в работе команды. Выслушав его доклад, ко-манда понимает «что у нас плохого». В процессе группового обсужде-ния, когда команда собрала «поле идей» для решения определенной проблемы, Черная Шляпа активно участвует в оценке идей. Важно по-нимать, что задача Черной Шляпы не просто критиковать или «при-землять» членов своей команды, а грамотно и аргументировано указы-вать соратникам на общие слабые места.

Желтая шляпа

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/735900.png
Основное качество этих членов команды (студенческой учебной группы) – способность активизировать положительное мышление. Его задача – напоминать членам команды о сильных сторонах, находить «плюсы» в любой ситуации и проблеме. Доклад Желтой Шляпы отражает положительные стороны ситуации, позволяет команде по-новому взглянуть на имеющиеся ресурсы, по-могает выявить дополнительные возможности. Опираясь на сообщения Желтой Шляпы, команда отвечает на вопрос «Что у нас хорошего?». В ходе групповой дискуссии Желтая Шляпа занимает миротворческую позицию, призывая коллег посмотреть на проблему с другой стороны.
Желтая Шляпа использует такие речевые обороты: «Посмотрите, в этом ре-шении (событии, ситуации) есть множество "плюсов"», «От этого нам будет та-кая польза...» и т.д.
Важно помнить, что роль Желтой Шляпы вовсе не предполагает проявление безграничного оптимизма: каждое заявление о выгоде или «плюсе» должно под-крепляться серьезными аргументами. Главная задача Желтой Шляпы – видеть положительную перспективу любого сценария решения проблемы.

Красная шляпа

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/836625.png
Основное качество этих членов команды (студенческой учебной группы) – проявление эмоциональности, непосредственности и раскрепощенности. В этой роли член команды может себе позволить не опираться на факты, быть го-лословным и субъективным. Допустимо позволить себе рассуждать по-житейски, говорить о своих чувствах: опасениях, ожиданиях, отношении к про-исходящему.
Красная Шляпа всегда непосредственен и эмоционально честен. Его главная задача в процессе групповой дискуссии – слушать свой внутренний голос, инту-ицию и докладывать команде о своих ощущениях. Речевые обороты Красной Шляпы могут быть такими: «Я вас слушаю, и мне почему-то неспокойно, а не слишком ли мы...», «Мне кажется, что это нам принесет одну головную боль...», «Ой, у меня даже сердце зашлось от предвкушения...», «Вот это мне нравится!», «Прошу слова – у меня уже "наболело"!», «Боюсь, что это...». Роль Красной Шляпы дает возможность команде увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, которые больше не будут мешать работе.

Зеленая шляпа

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/533653.png
Основное качество этих членов команды (студенческой учебной группы) –  проявление нестандартного творческого мышления, ориентированного на успех. Их главная задача – искать решения проблемы, как традиционные, так и инновационные. Данная роль очень ответственная, и ее должен взять на себя человек, обладающий потенциалом генератора новых идей.
В контексте групповой дискуссии Зеленая Шляпа предлагает новые, нестандартные подходы к решению проблемы. Причем его задача не ограничивается одним вариантом – требуется предложить команде не-сколько решений.

Синяя шляпа

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/265179.png
Основное качество этих членов команды (студенческой учебной группы) – проявление философского отношения к ситуации. Они размышляют: «А за-чем нам эта проблема дана? Чему нас должен научить опыт ее решения? Благо-даря решению этой проблемы выйдет ли индивид или команда на новый уро-вень своего личного, социального или духовного развития?»
В контексте групповой дискуссии они часто напоминают соратникам, что решаемая проблема является проявлением более общих механизмов и проблем.
По окончании обсуждения он задает команде вопрос: «А чему нас эта си-туация научила?» Синяя Шляпа внимательно следит за соблюдением ценно-стей команды и может выступать с инициативой внесения изменений и дополне-ний в ее программу.

0

4

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/t790043.png
ИНСТРУМЕНТЫ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ РОЛЕЙ
(Образ медали оценки - это ваши эмоции, чувства и ценности, которым вы руководствуетесь при принятии решений, по Э. Боно)

Метод позволяет всесторонне рассмотреть как ценностные, так и негативные аспекты ваших идей, замыслов и решений. Благодаря этому методу вы сможете лучше разобраться, что для вас действительно важно, а что – нет. Ведь подчас мы обращаем внимание лишь на бросающуюся в глаза ценность, не понимая, что как раз не она является самой важной. Не случайно говорят: «Не все то золото, что блестит». Хватаясь за «блестящую» идею, мы можем не заметить, что истинная ценность ее совсем не так высока, как нам показалось на первый взгляд.

Автор такого подхода, Эдвард де Боно, предлагает в своем методе несколько видоизмененную схему присуждения «наград»: вы оцениваете не саму свою идею на «золото», либо «серебро», и т. д. – вы с помощью системы медалей оцениваете нали-чие в своей идее того или иного аспекта ценностей.

Вы придумали идею, вы приняли решение, вы действуете... Но прежде чем вы приступите к делу, совсем не лишним будет еще раз обдумать, насколько ценным является ваш замысел.

Безусловно, он ценен для вас, если уж вы решили воплощать его в жизнь. Но на вопрос: «А в чем ценность вашей идеи?» вы вряд ли ответите без запинки. В лучшем случае вы выделите один-два аспекта этой ценности.

К примеру: «Реализация этой идеи принесет мне деньги», или, - «Осуществление этого замысла поможет мне занять более высокое положение в об-ществе».

При этом многие другие, не менее важные аспекты, могут быть упущены, не замечены, не приняты во внимание. Кроме того, когда мы пытаемся выявлять ценности безо всякой системы, «по наитию», то можем ненароком упустить не только ценностные, но и негативные аспекты нашей идеи. Ведь даже у самых хороших идей может присутствовать негативная сторона, которая очень часто остается незаметной.

Золотая медаль

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/356667.png

Серебрянная медаль

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/309722.png

Стальная медаль

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/959757.png

Стеклянная медаль

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/837367.png

0

5

http://forumupload.ru/uploads/0010/6a/f9/2/t790043.png
ИНСТРУМЕНТЫ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ РАЗЫГРЫВАНИЯ РОЛЕЙ
(Образ шляпы - это мышление, которым вы руководствуетесь при принятии решений, по Э. Боно)

0


Вы здесь » ФОРУМ О ПСИХОЛОГИИ, ОБРАЗОВАНИИ, ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ И УСПЕХЕ » ✨ Внеурочная работа (проекты и конкурсы) » Деловая игра (+FRPG) "Большой разговор об ответственности"