universe of self-creation

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » universe of self-creation » Внеурочная работа (проекты и конкурсы) » Школа развития креативности Эдварда де Боно


Школа развития креативности Эдварда де Боно

Сообщений 1 страница 10 из 10

Опрос

Какая из шляп (стилей мышления) Вам больше всего идет (доступна)?
Черная

21% - 4
Белая

10% - 2
Красная

10% - 2
Синяя

26% - 5
Желтая

15% - 3
Зеления

15% - 3
Голосов: 19

1

http://4.bp.blogspot.com/_-axNHfCIgD0/S83rY5aJy5I/AAAAAAAAAjI/4SPDKh3tTNE/s1600/edward-de-bono.jpgСистема методов развития креативности Эдварда де Боно

Эдвард де Боно, известный как автор концепции латерального мышления (1967), разработал систему методических приемов, позволяющую выстраивать на всех уровнях психической организации индивида (когнитивной, эмотивно-оценочной и поведенческой) креативные стратегии решения проблемных ситуаций. Она подтвердила свою эффективность в самых разных жизненных ситуациях, для решения любых, в том числе, сложных проблем в образовании, бизнесе, экономике, политике.
Латинское слово «creatio» (творение), или «creare» (создавать, творить), стало корнем слова «креативность» и означает «творческая сила». Эдвард де Боно отстаивая в своей концепции необходимость охвата новых перспектив и принятия идей, кажущихся немыслимыми, полагает, что эта творческая сила может быть получена путем осуществления человеком чего-то неординарного. Это может вы-звать определенный дискомфорт, но другого пути сделать что-то действительно новое или взглянуть на что-то по-новому нет. Методы не являются сами по себе творческими, это человек является творческой личностью. Главный враг творчества - это так называемое «туннельное видение» и отсутствие вдохновения. Ключевая идея системы методов Э. де Боно состоит в том, чтобы вытолкнуть человека из накатанной колеи, причем сделать это в «мягкой» шуточно-игровой форме. То-гда латеральное мышление формирует стратегию, при которой различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
В разные годы в своих работах Э. де Боно описывает различные методы, приемы и техники. Вот наиболее известные из них: 1) «Шесть фигур мышления»; 2) «Ментальные провокации»; 3) «Шесть шляп мышления»; 4) «Шесть медалей оценки»; 5) «Шесть башмаков действия»; 6) «Метод CoRT». Каждый из них нисколько не зависит от других, и может использоваться сам по себе.

http://ppt4web.ru/images/2810/73976/310/img1.jpgНаибольшую популярность из всей системы методов Э. Боно получил метод "Шесть шляп мышления". Мы знаем, что этот метод позволяет последовательно рассмотреть отдельно каждый из шести аспектов любой сложной проблемы, обсуждаемых на практических занятиях. Обобщая результаты по каждому из направлений, мы приходим к интересным умозаключениям. Такой подход дает возможность исследовать каждый аспект более глубоко и основательно.

0

2

Непросто порой бывает переключать все шляпы в голове когда размышляешь, но если научится - можно побороть многие недостатки мышления, например такие как однобокость (Чем многие грешат)

0

3

Бред - это ваше латеральное мышление. Нужно думать просто, но действенно - мыследейственно  :canthearyou:

Латеральное мышление (lateral thinking) – из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач. Сам термин (описывающий принцип целой научной концепции) предложил в конце 1960-х гг. Эдвард де Боно, ныне один из самых авторитетных в мире экспертов в сфере креативности, «гуру менеджмента». В настоящее время, наряду с лекторской и консультационной практикой он много внимания уделяет деятельности в Наднациональной организации мышления (Supranational Thinking Organization) в Гааге. Автор почти полусотни книг, переведенных на 35 языков. Самой популярной из них является «Шесть шляп мышления». Почитайте, очень интересно! Например, «шляпы»:

Красная – эмоции, а отсюда – интуиция, чувства и предчувствия.
Желтая – преимущества.
Черная – осторожность, следовательно, суждение и оценка с позиции «а правда ли это?»
Зеленая – творчество, т.е. идеи и предложения, поиск альтернатив.
Белая – информация и вопросы, связанные ней: что имеем, чего не хватает?
Синяя – организация мышления: чего достигли и что делать дальше?

«Меняя» головной убор, можно переключаться на разные аспекты того, что приняли за тему, проблему и т.п.

Но для понимания принципа действия «шляп» (или обуви, или... разные образы могут использоваться) не обойтись без экскурса в область теории, раскрывающую научную суть изобретенной Э.де Боно концепции. Дело в том, что он сумел предложить новый подход к работе восприятия, который открыл, моделируя информационную систему, способную к самоорганизации. Именно он ввел понятие паттерна (от лат. patronus – модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка), столь употребимого ныне в психологии и социологии. Паттерн обозначает распределение процессов, стимулов в пространстве и времени, т.е. структуру, в которой выделены как ее целостность, так и «моментальность», изменчивость.

Так вот, рассматривая паттерны, ученый обнаружил разные их виды, в т.ч. сдерживающие, а затем разработал инструмент, позволяющий перестраивать («реструктурировать») паттерны, уходя от ограничивающих и создавая благоприятные. Это и есть латеральное мышление.

Сравним его с традиционным логическим. В противовес ему, латеральное мышление не предполагает обязательного пошагового движения мысли, при котором ошибка в исходной позиции или любом одном действии неминуемо приведет к неправильному выводу.

Латеральное мышление позволяет делать «скачки» в любом направлении и допускает ошибку как промежуточный шаг, не приводящий, однако, к соответствующим последствиям для результата. Почему? Оно избавляет от стереотипов и создает новые модели – оригинальные, творческие, поскольку привлекает интуицию. Этот способ мышления составляют креатив плюс инсайт плюс... юмор. Он парадоксален, но эффективен. Не напоминает ли вам это технику «мозгового штурма»? Она построена именно на латеральном подходе.

В то же время, этот подход не отменяет логику. Логическое мышление, по Э.де Боно – вертикальное, латеральное – боковое, оба достойны внимания и применения. Второе находит идею, первое – развивает ее. Автор метода сравнивает латеральное мышление с задним ходом автомобиля, искусство владения которым может помочь выбраться из тупика, хоть использовать только его – невозможно, да и не нужно.

Отредактировано Лунтик (12.04.2012 13:17:32)

0

4

Лунтик написал(а):

Бред - это ваше латеральное мышление. Нужно думать просто, но действенно - мыследейственно...


Однако, прошу заметить, Вы сами же себе противоречите. Находить новое, нестандартное решение проблемы просто невозможно без латерального (бокового, параллельного) видения условий в которых эта проблема возникает. Следовательно, мыследеятельное мышление отнюдь не отрицает, а наоборот доказывает необходимость реализации латеральных подходов, т.е. подлинное решение проблемы (а не ложное, в виде раздувания проблемы, неконструктивной критики и т.п.) возможно лишь при участии творческого видения разных перспектив ее (проблемы) развития. А здесь без "шляп" просто не обойтись.
Именно этого, в первую очередь, не хватает сегодняшним студентам, затюканным логическими рассуждениями авторитетных школьных учителей и некоторых, прошу прощения, преподов.

0

5

Можно добиться творческого подхода и погружения без каких-либо шляп(обуви,платочков,ремешков и т.д.). Творческих людей видно не вооруженным взглядом, скептиков тоже видно за версту, задумчивые все говорят взглядом,без слов...да и как показала практика,каждый делает свои дополнения и задает вопросы исходя из собственных интересов(конечно в рамках темы). Я делаю вывод, что не нужны никакие шляпы,нужно просто прислушиваться к себе и не боятся критики.

0

6

Hombre lobo написал(а):

Можно добиться творческого подхода и погружения без каких-либо шляп(обуви,платочков,ремешков и т.д.)...


Скажите просто, - лень заморачиваться, ведь нужно странным образом расщеплять мышление на 6 элементов, что в реальной практике мышления обывателя просто неуловимо. Однако это ошибка обывателя, а мы растем профессионально. Каждый новый специалист - это прежде всего аналитик. Он должен уметь отделять инструмент мышления от его результата. Это совершенно необходимо при обучении профессиональному мышлению!

А вообще, конечно, можно и без шляп, для тех, кто всегда креативен, позитивен, красив и моден. А как же быть тем, чьи порою глубокие и проницательные мысли не в силах преодолеть барьера неуверенности в себе, сомнений и страха быть осмеянным?
Я полагаю, что Шляпа - это и защита и стимул! Однако "затюканность" так сразу не искоренить, но я совершенно уверен, что если попрактиковаться в "мыслешляпстве" на младших курсах, то это будет иметь далеко идущие последствия. В грядущих диспутах эти самые псевдозатюканные будут уже твердо верить в право на свою точку зрения, принимаемую безоговорочно!!!
Ведь латеральное мышление (обходное, нешаблонное, нетривиальное и т.п.) - это новое неклассическое мышление.
Традиционное-классическое мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии посредством яркой презентации. Латеральное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют...

Да, согласен, что метод реализуется нами с трудом, "со скрипом" так сказать. Думаю, пора подключать другие инструменты программы “Мышление CoRT”, разработанной школой Э. Боно. Например, методы: "Шесть башмаков Действия" и "Шесть медалей Оценки". Подробнее здесь

0

7

http://managementpocketbooks.files.wordpress.com/2012/11/sixframes.jpgШесть фигур мышления: фильтруем информацию

Каждый день мы имеем дело с огромным количеством информации. Она поступает к нам буквально со всех сторон, и не всегда по нашей на то воле. Осмыслить эту информацию, проверить ее ценность и значимость для себя, а также оценить достоверность далеко не всегда представляется возможным. К тому же когда информации слишком много, мы часто пропускаем ее мимо ушей, не реагируем, и в итоге упускаем что-то важное. И даже если мы уловим суть, то можем не заметить, насколько информация точна, беспристрастен ли ее источник, и для чего она может понадобиться нам.
Метод «Шести фигур мышления», как и метод «Шести шляп мышления», призван помочь нам разложить наши мысли по полочкам, и подойти к делу обстоятельно, спокойно и взвешенно. Иными словами, эти методы позволяют избежать сумбура и хаоса в голове, с тем, чтобы пробиться к истине и найти самые эффективные способы достижения наших целей. Шесть фигур мышления символизируют шесть разных способов восприятия информации. Если мы будем применять эти шесть способов не одновременно (как это часто делаем в жизни), а последовательно и осознанно, то избежим неполноты и однобокости восприятия информации.

***Вот несколько простых примеров, демонстрирующих, как человеческий разум порой склонен делать неверные выводы из информации, которая на самом деле подобных выводов не содержала.
Человек, который по каким-то причинам кажется вам неприятным, дает вам совет, как выгодно вложить деньги. Вы поступаете вопреки его совету, при этом уверены в своей правоте. На следующий день другой человек, которому вы доверяете, дает вам тот же самый совет. Вы жалеете, что не послушали вчерашнего собеседника.
Руководитель говорит подчиненному, что его проект нуждается в доработке. Подчиненный делает вывод, что его не уважают, а его труд не ценят, и пишет заявление об увольнении. Руководитель пытается объяснить, что его неправильно поняли, что он ничего не имеет против сотрудника лично, но слова не действуют.
Вы покупаете в магазине бытовую технику, к примеру стиральную машину. Продавец вам рекомендует лучшую, с его точки зрения, марку, но вы отказываетесь от покупки, потому что ищете только такую марку, как у ваших знакомых, так как убеждены, что она лучше, хотя это совсем не факт.
Восприятие субъективно, а потому никогда не свободно от искажений. И лишь применяя специальные мыслительные инструменты, можно увеличить степень объективности восприятия.

***Метод «Шести фигур мышления» как раз и призван помочь вам избежать однобокого, неверного, субъективного восприятия информации. Вы избежите путаницы в голове, которая мешает разобраться, полезна нам информация или нет, насколько она достоверна, является ли именно информацией или просто чьим-то мнением, убеждением, насколько объективно мы способны ее оценить и можно ли действовать, руководствуясь ею. Для этого надо просто-напросто отстраниться от своего обыденного способа мышления и прибегнуть к игре. Помогут нам самые обычные геометрические фигуры. Представьте себе, что у вас есть набор фигур, сделанных в виде рамок из обычной проволоки. Это фигуры в форме: треугольника, круга, квадрата, сердечка, ромба, прямоугольника.
Вы можете представить себе, что поочередно берете в руки эти фигуры и смотрите на интересующую вас информацию сквозь них. Каждая фигура – это инструмент, который «показывает» вам информацию лишь в одном определенном аспекте.

Возьмем, к примеру, такую ситуацию: к вам пришла информация, что с понедельника все цены вырастут в четыре раза. Реакция, к которой приведет обыденное стандартное мышление: вы либо отмахнетесь от информации, приняв ее за ложную, либо побежите скупать все, что под руку попадется. А вот как может проходить ваш процесс мышления в стиле «Шести фигур»:

Треугольник похож на стрелку. Он выявляет, насколько информация соответствует вашим целям и задачам. Пример: Треугольник: цель роста благосостояния семьи может оказаться под угрозой, возможно, придется отказаться от запланированных приобретений и поездок; зато появляется перспектива по более высокой цене реализовать некоторые вещи (или товар), предназначенные к продаже, так что, возможно, в данной ситуации обнаружатся не только минусы, но и плюсы (следует на этот счет собрать больше информации).

Круг похож на лупу. Он со всей доскональностью помогает рассмотреть, насколько точна и достоверна информация, пришла ли она из проверенных источников. Пример: Круг: информация пришла из источника, которому можно доверять и представляется достоверной, однако некоторые сомнения остаются – надо навести больше справок.

Квадрат похож на стол переговоров. Он помогает взглянуть на информацию с разных точек зрения и отделить ее от убеждений, аргументов, стереотипов и эмоций. Пример: Квадрат: надо узнать мнения экспертов, специалистов, и отделить их от пустых домыслов, слухов, пересудов и страхов, а также выяснить, как собираются действовать в подобной ситуации другие люди.

Сердечко – эта форма говорит сама за себя: позволяет выявить, как информация затрагивает ваши чувства, является ли для вас интересной и привлекательной, и если да, то почему. Пример: Сердечко: интуиция мне подсказывает, что это правда – нельзя сидеть и бездействовать, надо что-то делать.

Ромб похож на стрелку компаса. Эта форма позволяет проверить, как вписывается данная информация в систему ваших ценностей и интересов, не нарушает ли их баланс, и что нового вносит в дело достижения ваших целей. Пример: Ромб: придется на какое-то время сместить приоритеты, отложить долгосрочные проекты и заняться срочными, скорректировать планы, больше внимания уделить сегодняшним насущным нуждам.

Прямоугольник похож на пьедестал. Он помогает вам понять, каких действий требует от вас данная информация, чтобы вы могли прийти к победе. Пример: Прямоугольник: нужно перевести сбережения в более стабильную валюту, отказаться пока от продажи ценностей и позаботиться о дополнительных источниках дохода.


Отнеситесь к каждой фигуре как к отдельному инструменту вашего мышления. Представляя себе, что берете в руки рамку соответствующей формы, вы настраиваете свой мозг на строго определенный режим восприятия. Вы можете отдавать себе команды: «Сейчас я рассмотрю вопрос в стиле треугольника», или «Сейчас я взгляну на эту информацию через форму квадрата». Таким образом вы будете словно постоянно «фильтровать» информацию, отсеивая ненужное и выделяя то, что действительно важно, ценно и соответствует вашим интересам. Делайте это играючи, наслаждайтесь игрой и самим процессом мышления – и вы убедитесь, что ваш взгляд на мир стал гораздо шире. А значит, вы сможете принимать более эффективные решения и успешно действовать. Таким образом, данный метод убережет вас от ненужных переживаний и необдуманных поступков, позволит подготовиться к возможной ситуации и пройти через нее с наименьшими потерями, а может, даже с выгодой для себя.

© Штерн Валентин Тренировка мозга для генерации золотых идей. Школа Эварда де Боно, 2011

0

8

http://fb.ru/misc/i/gallery/10669/78383.pngШесть медалей оценки: расставляем приоритеты

Вы придумали идею, вы приняли решение, вы собираетесь действовать. Но прежде чем вы приступите к делу, совсем не лишним будет еще раз обдумать, насколько ценным является ваш замысел. Безусловно, он ценен для вас, если уж вы решили воплощать его в жизнь. Но на вопрос: «А в чем ценность вашей идеи?» вы вряд ли ответите без запинки. В лучшем случае вы выделите один-два аспекта этой ценности. К примеру: «Реализация этой идеи принесет мне деньги», или: «Осуществление этого замысла поможет мне занять более высокое положение в обществе». При этом многие другие, не менее важные аспекты, могут быть упущены, не замечены, не приняты во внимание. Кроме того, когда мы пытаемся выявлять ценности безо всякой системы, «по наитию», то можем ненароком упустить не только ценностные, но и негативные аспекты нашей идеи. Ведь даже у самых хороших идей может присутствовать негативная сторона, которая очень часто остается незаметной.

***Метод «Шесть медалей оценки» позволяет всесторонне рассмотреть как ценностные, так и негативные аспекты ваших идей, замыслов и решений. Благодаря этому методу вы сможете лучше разобраться, что для вас действительно важно, а что – нет. Ведь подчас мы обращаем внимание лишь на бросающуюся в глаза ценность, не понимая, что как раз не она является самой важной. Не случайно говорят: «Не все то золото, что блестит». Хватаясь за «блестящую» идею, мы можем не заметить, что истинная ценность ее совсем не так высока, как нам показалось на первый взгляд.
Эдвард де Боно предлагает метод, благодаря которому мы можем рассмотреть все ценностные и все негативные аспекты нашей идеи, и сделать это обстоятельно и последовательно. Для такого всестороннего рассмотрения ценности идеи применяется система оценки, построенная на шести медалях. Все мы знаем, что медали вручают, к примеру, за победы в спорте – золотую за первое место, серебряную за второе, и т. д. Поэтому принцип присуждения той или иной медали понять не сложно. Но Эдвард де Боно предлагает в своем методе несколько видоизмененную схему присуждения этих «наград»: вы оцениваете не саму свою идею на «золото», либо «серебро», и т. д. – вы с помощью системы медалей оцениваете наличие в своей идее того или иного аспекта ценностей. Самих же этих медалей не три, как обычно в спорте, а шесть: золотая, серебряная, стальная, стеклянная,  деревянная, медная.

Ценность каждой следующей медали убывает в сравнении с предыдущими. В соответствии с этими медалями существует и шесть ценностных аспектов, которым должна соответствовать хорошая идея:
Предположим, у вас есть участок земли, и вы хотите открыть на нем частное производство стройматериалов – бетонных блоков. Идея представляется вам хорошей и вы готовы к ее осуществлению. Однако рассмотрение вашего замысла в свете «Шести медалей оценки» поможет вам выявить некоторые недочеты, предотвратить ситуации, чреватые проблемами и конфликтами, и направить свои силы в первую очередь на реализацию приоритетных для себя сторон дела.

Какое влияние на людей окажет реализация идеи, каким образом она затрагивает общечеловеческие ценности, как скажется на отношениях между людьми. Все, что связано с человеком, является самым важным аспектом любой идеи, а потому оценивается золотой медалью. Например: оценка в «золотом аспекте». Реализация этой идеи не причинит никому никакого вреда. Напротив, она позволит помочь многим людям решить свои проблемы. Среди моих близких тоже нет разногласий, никто не против, все заинтересованы. Вывод: идея достойна золотой медали.

Как идея позволяет достичь конкретных целей, ради которых она и создавалась: например, получить прибыль, что-то создать, построить, принести пользу. Это второй по важности аспект, оценивается серебряной медалью. Например: оценка в «серебряном аспекте». Идея позволяет создавать необходимые многим материальные ценности, а также улучшить материальное положение семьи. Вывод: идея достойна серебряной медали.

Насколько качественным будет желаемый результат, получите ли вы в итоге столь же надежный и прочный продукт как дамасская сталь. Третий по важности аспект, оценивается стальной медалью. Например: оценка в «стальном аспекте». Чтобы на выходе получился качественный продукт, нужно заручиться качественными средствами производства, инструментами и сырьем. Вывод: идея будет достойна стальной медали только после того, как я приобрету все необходимые средства нужного качества и заключу договор о поставках сырья с надежными поставщиками.

Насколько идея является новой, творческой, и вместе с тем простой в осуществлении, какие дает позитивные возможности. Четвертый по важности аспект, оценивается стеклянной медалью. Например: оценка в «стеклянном аспекте». Идея обладает большими позитивными возможностями и является новой, так как я собираюсь осуществить ее в районе, где люди много занимаются строительством новых домов, а производства стройматериалов поблизости нет. Чтобы идея была по-настоящему творческой, требуются еще некоторые нестандартные идеи. Например, не только продавать стройматериалы, но и оказывать дополнительные услуги по проектированию; или продавать желающим в комплекте весь набор стройматериалов, необходимых для постройки дома. Вывод: идея будет достойна стеклянной медали после некоторой доработки.

Какое воздействие окажет реализация идеи на окружающую среду, экологию – в широком смысле этого слова (не только на природу, но и, к примеру, на атмосферу в обществе и вашем ближайшем окружении). Пятый по важности аспект, оценивается деревянной медалью. Например: оценка в «деревянном аспекте». Производство не принесет большого ущерба окружающей среде, но все же не является полностью экологически чистым, а значит, может вызвать протест у тех, кто живет по соседству. Во избежание конфликтов и для уменьшения ущерба желательно открыть производство в другом месте. Вывод: идея пока не достойна деревянной медали.

Как мы воспринимаем идею, нравится ли она нам, не выдает ли себя по первому впечатлению за что-то другое – как начищенная медная монета может показаться золотой. Шестой по важности аспект, оценивается медной медалью. Например: оценка в «медном аспекте». Идея мне очень нравится. Она наполняет меня энтузиазмом. Мне хочется ее осуществить. Вывод: идея достойна медной медали.

Оценивая свою идею по соответствию всем шести медалям, вы можете выявить то, что является для вас приоритетным в осуществлении идеи, и то, что является менее важным. Может оказаться, что идея не соответствует приоритетам, а соответствует лишь менее ценным аспектам. Может оказаться, что главные ценности отодвинуты на второе место. Может оказаться, что некоторые ценностные аспекты не учтены вообще. Во всех этих случаях идея требует доработки, а то и переработки. Если не учтен хотя бы один ценностный аспект, значит на его месте образуется «дыра», а именно – возникает негативный аспект идеи. А если есть хотя бы один негативный аспект, значит, идея нехороша по своей сути, а потому неприемлема. В самом деле, если идея кажется просто замечательной по всем параметрам, но ее реализация причинит вред какому-то человеку (а то и не одному) или нанесет непоправимый ущерб окружающей среде, значит, идея является негативной и от нее следует отказаться.
Шесть медалей – это такие же инструменты работы мышления, как шесть шляп или шесть фигур. Они позволяют преодолеть хаос в мышлении, упорядочить мысли и «разложить по полочкам» все то, что в идее представляет ценность, и все то, что является в ней нежелательным. Каждая медаль символизирует и определенный аспект ценности, и определенный режим восприятия, позволяющий этот аспект выявить. Вы можете сказать себе: «Сейчас я посмотрю, что в моей идее заслуживает золотой медали» – и начать выявлять то, как ваша идея повлияет на людей и их интересы. И не забывайте, что это игра. Игра, являющаяся, казалось бы, несерьезным занятием, позволяем нам стать максимально объективными и непредвзятыми. Именно потому, что в игре мы как бы «отходим в сторону» от привычного для себя восприятия, и вырабатываем особый взгляд на вещи, взгляд объективно оценивающего наблюдателя – подобного члену жюри или судье в спортивных соревнованиях.
Возьмите на себя роль такого непредвзятого честного судьи, и справедливо распределите медали! Не исключено, что после этого ваши идеи и замыслы предстанут перед вами совсем в другом свете. Вы можете, пользуясь этой же системой оценки, проанализировать ваши прошлые неудачи. Вы наверняка выявите причины, по которым самые благие, казалось бы, замыслы не осуществились: наверняка в этих замыслах присутствовали скрытые конфликты между группами ценностей, либо вы руководствовались неверно выбранными приоритетами: например, шли за идеей, которая вам нравилась (то есть достойной медной медали), но не заметили плохой проработки или отсутствия более важных ценностных аспектов, даже не обязательно «золотых» или «серебряных», а к примеру, «стальных» – отсутствия гарантии хорошего качества на выходе, или «стеклянных» – отсутствия новизны и творческого начала в ваших идеях.
Впредь, руководствуясь методом «Шести медалей оценки», вы сможете заранее предусмотреть подобные недоработки, с тем, чтобы устранить их и добиться успеха.

© Штерн Валентин Тренировка мозга для генерации золотых идей. Школа Эварда де Боно, 2011

0

9

http://auto.img.v4.skyrock.net/8757/48188757/pics/1970564373_1_2_ozDGO4df.pngШесть пар обуви образа действия (6 башмаков действия): выбираем стиль поведения

Вы придумали идею, приняли решение, всесторонне оценили достоинства своего замысла и те возможности, которые он несет, вы, наконец, разработали план конкретных действий, и ничто не мешает вам начать их осуществлять. Казалось бы, просчета нет ни в чем, но все же именно на этапе действий случается множество «проколов» и провалов. Одна из причин может быть в том, что вы в каждом конкретном действии неверно выбирали стили поведения. Например, в вопросе, требующем деликатности, проявили грубость. Или там, где требовалось решительное действие с позиций власти, вдруг замешкались. Или в критической ситуации уподобились наблюдателю и исследователю, тогда как надо было вести себя подобно спасателю, мчащемуся во весь опор на сигнал SOS.
Чаще всего мы не выбираем специально и осознанно тот или иной стиль поведения, а просто ведем себя «так, как получается», не особо задумываясь, насколько это соответствует ситуации. Конечно, существует интуиция, во многих случаях помогающая сориентироваться в обстановке; существуют и определенные правила, стандарты поведения, нормы этикета, которые также дают нам определенные ориентиры. Так, на официальном приеме вы вряд ли будете громко рассказывать анекдоты, а в веселой компании не станете выступать по бумажке как скучный докладчик.
Но чаще встречаются ситуации, где не столь очевидно, какому стилю поведения уместнее придерживаться. И вот тут то и дело случается, что инстинкт подводит, и правила не срабатывают – либо потому, что мы недостаточно хорошо проанализировали ситуацию и не имеем четкого представления о нужном стиле поведения; либо потому, что мы применяем тот или иной стиль поведения спонтанно, неосознанно, а значит, не вполне контролируем себя.
Определенные ограничения в выборе стиля поведения налагают на нас и некоторые личностные особенности, черты характера. Вы можете сказать: «Ну как это я буду вести себя авторитарно, если по натуре я мягкий и деликатный человек?», или: «Я не умею действовать быстро и решительно, теряюсь в экстремальной ситуации».
Да, у каждого есть свойственные ему качества и особенности – но это не значит, что вы всегда и везде обречены быть в полной их власти. В методе «Шести пар обуви образа действия» заложена определенная доля магии и волшебства – в том смысле, в каком магией обладают театральные представления. Это магия перевоплощения!
В игре вам не нужно быть самим собой, таким, каким вы являетесь обычно. В игре вы можете стать другим. Вы примеряете на себя другую роль – и становитесь на время другим человеком. При этом другим людям не нужно сообщать, что вы играете. Играйте для себя, перевоплощайтесь, легко меняйте роли – и так же легко вы будете достигать успеха.
Эдвард де Боно не раз замечает, что многие актеры в жизни являются застенчивыми людьми. Это не мешает на сцене им быть героями и победителями, стопроцентно уверенными в себе. Такова магия игры. Когда вы говорите себе: «Это не я, это другой человек», вы оставляете позади все свои личностные особенности, и начинаете вести себя как другой, не забывая, впрочем, ни на миг, что это игра. Игра дает свободу быть каким угодно и не бояться оценки окружающих. Ведь какой бы ни была эта оценка – она не имеет отношения к вам лично, а имеет отношение лишь к маске, роли, персонажу, в которого вы на время перевоплотились.
Способность и возможность играть заложена от природы в каждом человеке, а не только в профессиональных артистах. В игре вы можете убедиться, что на самом деле обладаете такими качествами, о которых в себе и не подозревали, а главное – что вы можете быть разным. Вы считали себя мягким – но в игре можете стать авторитарным. Вы думали, что нерешительны – и вдруг откроете в себе решительность и кураж. Вам казалось, что вы слабы и беспомощны, но, примерив маску спасателя, броситесь помогать другим. Игра полезна во всех отношениях: она помогает развиваться и совершенствоваться, открывать в себе все новые достоинства, игра приносит огромное удовольствие, и, конечно, игра помогает более эффективно действовать в разных обстоятельствах, чтобы достигать своих целей и добиваться успеха.
К тому же наш мир сегодня таков, что в нем можно преуспеть, лишь освоив разные стили поведения и научившись быть разным, в соответствии с меняющейся ситуацией. А для этого надо понять, что привычный для вас стиль поведения вовсе не является единственно возможным. У каждого человека на самом деле множество разных лиц, но мы не всегда догадываемся об этом. И лишь игра помогает нам открыть свою «многоликость» и обрести множество новых возможностей в самовыражении, самопроявлении и способе действия.

***Как в методе «Шести шляп мышления» вы, надевая шляпу определенного цвета, меняли весь строй своих мыслей – так и благодаря методу «Шести пар обуви образа действия» вы сможете представлять, что меняете обувь, и вместе с этим надеваете новую маску, примеряете на себя новую роль, и осваиваете соответствующий ей стиль поведения. Эдвард де Боно выделяет шесть основных стилей поведения, каждому из которых соответствует определенный род обуви:

Синие форменные флотские ботинки – совершение стандартных, требуемых правилами, подчас доведенных до автоматизма действий.

Коричневые башмаки провинциала – практичность, активность, предприимчивость.

Серые кроссовки – поведение, свойственное исследователю, разведчику.

Оранжевые резиновые сапоги – действие в критической, экстремальной ситуации, спасение того, что можно спасти.

Розовые тапочки – действие, требующее деликатного подхода к людям.

Малиновые ковбойские сапоги – действие с позиций власти, демонстрация авторитета и силы.

Мысленно «переодевая» обувь, вы никогда не собьетесь с нужной роли, и выдержите именно ту тональность в действии и общении с другими людьми, которая приводит к гармоничному результату. Но прежде чем приступать к действию, необходимо верно сориентироваться в обстановке, чтобы понять, какая «обувь» подойдет вам в каждом конкретном случае.

***Есть ситуации, когда от нас требуется следовать всевозможным инструкциям и правилам. Бывает также, что приходится заниматься рутинной, скучной, совсем нетворческой работой. Бунтарь, живущий в вашей душе, может этому сопротивляться; ваше творческое начало может требовать большей свободы и степени самореализации, однако подчас если не смириться с ролью простого исполнителя, то можно навредить себе или испортить все дело. Если вы за рулем, то нельзя нарушать правила дорожного движения; если вы собираете сложный прибор, то нельзя отступать от схемы; если вам нужно оформить важные документы, то приходится следовать принятой для этого процедуре. Представьте себе, что надеваете синие форменные ботинки, и приступайте к действию. Эта обувь дисциплинирует и настраивает на четкое выполнение инструкций. И вместе с тем превращает рутинные обязанности в увлекательную игру – ведь, «надевая обувь», вы превращаетесь в кого-то другого, играете роль дисциплинированного исполнителя, помня при этом, что вы вовсе не обязаны быть таким всегда, что это временное перевоплощение, необходимое для дела.

***Другого рода ситуации – когда от нас требуется быть активными, предприимчивыми и практичными. Есть действия, где недостаточно роли исполнителя, где нужна наша инициатива, где ситуация требует простых практичных решений. Если вы предприниматель, то вам нужно закупить и доставить товар. Если вы строите дом, то вам нужно найти для него место. Если вы готовите обед, то вам нужно прикинуть возможности своего бюджета и закупить продукты. Все эти действия не требуют особых размышлений, они уже остались позади, вы обдумали всевозможные ходы, и теперь чем более простым способом вы достигнете своей цели, тем лучше. Представьте себе, что вы надеваете коричневые башмаки провинциала, уверенно прокладывающего себе дорогу в столице. Он не знает сомнений, он прост, практичен и непритязателен, и вместе с тем предельно деятелен, активен. Данная роль позволит вам организовать и успешно осуществить всю практическую часть вашей работы.

***Следующий тип ситуаций, который часто встречается на пути к достижению цели – когда от нас не требуется активных действий, но это не значит, что мы бездействуем, потому что сбор и анализ информации, составление планов и проектов, размышления над тем, какие действия будут более эффективными – это тоже серьезная работа. Если вы не знаете, каковы запросы рынка, не стоит опрометчиво выдвигать на него новый товар, сначала нужно провести маркетинговые исследования. Если вы хотите приобрести дорогую вещь, не стоит торопиться делать крупную покупку в первом попавшемся магазине, сначала надо изучить как можно больше предложений. Если вам мешают конкуренты, не надо объявлять им открытый бой, пока у вас нет «разведданных» о силе и боевой оснащенности противника. Не следует начинать ни одного дела без хорошо обдуманного заранее заготовленного плана. Иными словами, займитесь мыслительной, аналитической, разведывательной и исследовательской работой, если видите, что вам не хватает осведомленности в важных вопросах, а вашим действиям – достаточной теоретической базы. В этом вам помогут серые кроссовки. Представьте себе, что надеваете эту удобную, неброскую, позволяющую бесшумно передвигаться обувь, и войдите в роль разведчика, чья миссия почетна, хоть и не всегда видна невооруженным глазом. Это позволит вам не разрываться между активными действиями и необходимостью все обдумать, и даст необходимый настрой вашим мыслям.
К счастью, не так уж часто встречаются всевозможные форс-мажорные ситуации, требующие способности действовать решительно и без промедлений в самые сложные критические моменты. Но тот, кто стремится к успеху, должен быть готов ко всему. Если вы заранее осведомлены о том, что подобные ситуации возможны, они уже не застанут вас врасплох, вы не растеряетесь и сделаете все что надо, так как ваш мозг начнет работать в режиме экстренных действий. В этом вам помогут оранжевые резиновые сапоги. Надев их, вы войдете в роль спасателя, который точно знает: если прорвало водопровод, нет смысла раздумывать, где купить новую трубу – сначала надо заткнуть дыру в старой. Если грузовик со стройматериалами застрял в болоте, надо оставить свои проектные работы и пригонять тягач. Если сломался холодильник со скоропортящимся товаром, не время подсчитывать будущие убытки, нужно любым способом спасать все, что можно. В роли отважного героя-спасателя вы всегда найдете выход из любой кризисной ситуации, преодолеете ее с минимальными потерями, после чего почувствуете гордость за себя, а возможно, даже удостоитесь почестей и наград.
Берясь за любое масштабное дело, мы всегда оказываемся заинтересованы в других людях, и так или иначе затрагиваем интересы других людей. Самая большая ошибка – начать пользоваться людьми как инструментами в деле достижения цели. Люди всегда чувствуют, когда к ним относятся холодно и бездушно, и могут просто не пойти вам навстречу. Независимо от того, создает ли человек какие-либо препятствия для вас, или, напротив, вы видите в нем партнера и помощника, к людям нужно искать подход, помня о том, что они живые, а значит, чувствующие, и всячески щадя их эмоции. Для этого требуется деликатность, внимательность и аккуратность. Даже вопросы с потенциальным (или явным) противником не всегда решаются наскоком и нахрапом, не говоря уже о взаимоотношениях с партнерами, помощниками, и, конечно, близкими людьми, если их интересы каким-то образом втянуты в вашу деловую сферу. Помните, что вы не должны даже ненароком причинить никому вред и нанести ущерб. Поэтому, чтобы урегулировать любые вопросы, связанные с взаимоотношениями с людьми, представьте себе, что вы надеваете розовые тапочки. Мягкие и уютные, они помогут вам войти в роль внимательного, понимающего, заботливого человека, доброго и способного к сочувствию, который, следуя своим интересам, тем не менее никогда не ущемит права и волю другого.

***Бывают и такие ситуации, когда образ действия «в розовых тапочках» не приносит должного результата. Иногда требуется проявить силу и власть. Если работники получают от вас достойную плату за труд, но не выходят вовремя на работу, сочувствие и понимание будут неуместны. Если вам требуется срочная помощь, без которой все дело рискует провалиться, а добровольных помощников не находится, вы можете не только сами проявлять активность, но и привлечь к делу других людей, не стесняясь авторитарных методов. Если кто-то действует вопреки правилам и законам, руша тем самым ваши планы, не стоит «входить в его положение», а лучше найти на него управу. Во всем этом вам помогут малиновые ковбойские сапоги. Представьте, что вы надели их – и войдите в роль героя боевиков, лихого бесстрашного парня, которого боится и уважает вся округа, и который способен решить любой вопрос одним своим появлением. Пусть ваша новая «обувь» никому не видна – вы удивитесь тому, как возрастет ваш авторитет, и как ярко начнут проявляться ваши качества лидера, даже если вы раньше о них и не подозревали.

Потренируйтесь по очереди переходить из одной роли в другую. Со временем вы заметите, что это дается вам все легче и легче. Благодаря этому вы сможете в любой ситуации чувствовать себя «в своей тарелке». Вы заметите, что в некоторых ситуациях требуется очень быстро менять «обувь» и соответствующие ей роли, а иногда требуется даже играть две роли практически одновременно. Вы можете при желании научиться совершенно виртуозной, сложной, игре – например, внешне вести себя так, как будто вы «в розовых тапочках», а внутренне быть «в ковбойских сапогах». Результат может быть неожиданным – без видимого давления, при мягкой манере общаться вы, тем не менее, будете добиваться всего, что вам нужно, завоевывать непререкаемый авторитет и слыть человеком с мощной харизмой.
Но главная цель, которую помогает нам достичь эта игра с шестью парами обуви – способность мгновенно ориентироваться в любой ситуации, безошибочно выбирать нужный характер действий, а значит, действовать с максимальной эффективностью. Вы научитесь не только всегда достигать положительного результата, но еще и обретете самодисциплину, собранность, спокойствие и уверенность. И, что тоже немаловажно, начнете получать гораздо больше удовольствия от жизни, и даже от самых простых, рутинных действий. Потому что сам процесс игры всегда несет радость и удовольствие, даже независимо от результата, который вы получаете. А человек, испытывающий радость и удовольствие, всегда эффективнее и успешнее других.

© Штерн Валентин Тренировка мозга для генерации золотых идей. Школа Эварда де Боно, 2011

0

10

0


Вы здесь » universe of self-creation » Внеурочная работа (проекты и конкурсы) » Школа развития креативности Эдварда де Боно