В этой темя я предлагаю поговорить о дистанционном образовании и конкретных его практиках онлайн-обучения и онлайн-воспитания. В настоящих условиях карантина освоить методы и средства онлайн-формата является для нас, педагогов важнейшей задачей. Приглашаю всех к участию в обсуждении различных форм работы со студентами, родителями, коллегами и администрацией на поприще современных дистанционных образовательных технологий.
В самом начале нашего обсуждения хотелось бы несколько слов сказать об адаптации учащихся к новым условиям обучения, которые были продиктованы нам сложившимися условиями самоизоляции (подробнее об этом в теме: Как пережить пандемию COVID-19 и сохранить здоровье?).
Обучение в дистанционном режиме предъявляет организму ребенка непривычные специфические требования. Новая учебная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир виртуальных отношений и требует от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с приобретением навыков непривычной учебной деятельности.
Поэтому новая учебная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной. У каждого ребенка, включенного в новые условия обучения, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом состоянии здоровья, но и на поведении ребенка. Есть примеры, когда у детей с абсолютно здоровой психикой, если с ними не проводилась работа по подготовке к переходу в новые жизненные условия, возникали различные адаптационные реакции (реактивные, невротические, психопатоподобные и т.п.).
Возможности адаптации детей к различным переменам в их жизни существенно ограничены психологическими особенностями возрастного этапа развития, на котором находится ребенок. Любой ребенок испытывает трудности при вхождении в новую для него жизненную среду и первично нуждается в помощи и поддержке со стороны взрослых: родителей, воспитателей, педагогов.
Таким образом, адаптация ребенка к обучению в новых условиях во многом зависит от его собственных психологических характеристик:
а) от уровня развития социальной зрелости;
б) от индивидуальных возможностей и способностей;
в) от уровня развития познавательной деятельности;
в) от наличия мотивации на обучение.
Важны также умения ближайшего социального окружения (семья, педагоги) обеспечить ребенку условия для освоения социального опыта, умения научить преодолевать трудности, которые возникают непосредственно в процессе обучения:
- сформировать способность организовать себя на выполнение заданий,
- обучить умению правильно распределять свое внимание и интеллектуальные усилия;
- научить умению выражать свои мысли и понятно объяснять свои проблемы;
- научить навыкам общения со сверстниками и педагогами в дистанционном режиме;
- способствовать формированию адекватной самооценки.
Для оказания поддержки и организации условий для гармоничного развития личности ребенка деятельность педагогов, родителей должна быть направлена не только на сохранение здоровья ребенка, но и на формирование у него системы валеологических знаний:
1. Мотивации на здоровый образ жизни, на создание условий для раскрытия индивидуальных (уникальных) возможностей и резервов организма, восприятия себя как самоценность, высшую ценность;
2. Развитие способности гармонично строить свои отношения с окружающим миром и самим собой.
По материалам: МОУСОШ№ 7 им. Г.К. Жукова