В сфере обозначения того, что продуцирует проектное мышление, чем оно занимается, царит полная неразбериха. Большинство терминов употребляются как синонимы, без каких-либо дополнительных пояснений. Между тем, даже по отношению к наиболее распространенному понятию «идея» такие пояснения требуются, в том числе и с учетом особенностей дизайна.
Идея. Как известно, у родоначальника теории идей Платона в текстах представлено два греческих слова, чаще всего переводимых на русский язык как одно. «Эйдос» – вид, образ, внешность, – в онтологическом плане подразумевает наличие индивидуальной формы, в гносеологическом – способность быть воспринимаемым глазами. «Идея» – тип, род, вид, качество, – совокупность существенных характеристик будущей вещи, без которых она не оформится в материи и не станет самой собой. Здесь на первое место выходят общие, типические качества, которые не существуют где-либо в материальной реальности. Созерцать их, по Платону, способен ум. В том и в другом случае Платон подразумевает целостность, организованность, упорядоченность созерцаемого. Идея противоположна смутному, хаотическому видению, происходящему, например, в иррациональном озарении.
Что видит перед своим мысленным взором дизайнер в момент проектирования? Небольшие устные опросы в любой дизайнерской аудитории в большинстве своем дают ответ, близкий к идее как эйдосу. Оно и понятно. Чувственная основа дизайна как вида эстетического предметного проектирования предполагает наличие чего-то зримого, почти осязаемого, что может быть воплощено в макете, а позже и в реальном предмете. Но далее, в ответ на реплику о том, что «рисовать невозможно начать, не поняв, что именно мы проектируем», люди единодушно подтверждают: «Да, да, понимание сущности необходимо». Этот аспект ближе к платоновской «идее». Что приходит раньше, а что потом? Скорее всего, это зависит от доминирующего полушария головного мозга. Далее начинается процесс соотнесения эйдоса и идеи, без которого материальное воплощение не состоится: воплотить существенные качества как таковые не удавалось ни одному человеку в мире.
Подводя итог, можно подчеркнуть, что термины «эйдос» и «идея» касаются степени конкретности замысла (чувственное – материальное) и воплощенности существенных свойств в проекте будущей вещи (индивидуальное – типовое).
Образ. Большинство русскоязычных дефиниций дизайна содержат в себе термин «образ». Призванное прояснить природу проектирования, на деле это универсальное теоретическое понятие во многом осложняет интерпретацию, позволяя представителям разных отраслей знаний и видов деятельности произвольно вкладывать в него собственное содержание: образ как всякий продукт отражения действительности, художественный образ как первоклеточка создания художественной реальности, образ как идеальная модель и т.д. Путаница возникает из-за неотрефлексированной разницы парадигм, в рамках которых рассматривается понятие «образ». В связи с дизайн-проектированием важна субъективно-объективная природа всякого образа: образ есть то, что возникает в сознании, но возникает по поводу чего-то объективно-существующего или того, что появится. Этому аспекту в наибольшей степени соответствует латинское imago. Образ есть результат отпечатывания, отражения, и ему всегда предшествует первообраз, который в нашем случае представляет собой идеальную модель, идеальное представление о проектируемом объекте. Тогда образ – это не только то, чему есть объективное соответствие, сколько то, что остается в сознании людей, его воспринимающих: образ – это то, что отобразилось, т.е. не эйдос в демокритовском смысле, а феномен, обладающий относительной самостоятельностью по отношению к представляемому.
«Образ (imago) называется прекрасным, если он в совершенстве изображает предмет, даже безобразный», – говорит Фома Аквинский. И этот подход делает правомерным использование понятия «образ» в теории и практике дизайна. Речь идет о качестве соответствия возникающей формы тому идеальному первообразу, который существует в сознании самого дизайнера, его аудитории или экспертов. В любом случае, подобная трактовка образа обходится без приставки «художественный», которая привлекается в теорию дизайна из классической эстетики, зачастую совершенно без повода, и искажает реальность проектирования. Стулу необязательно иметь художественно-образные качества, но в нем может присутствовать образность, относящая к «стульности» как идеальному представлению об идеальном предмете для сидения.
Гештальт. Первоначально этот термин, тоже переводимый как «образ», появился в психологии, изучающей процессы восприятия. Сегодня он имеет универсальное теоретическое значение, т.е. его употребление не свидетельствует о принадлежности к определенному направлению в психологии. Гештальт – ясное видениие целого при более-менее отчетливом представлении об его частях. Если проводить аналогию с процессом визуального восприятия, то в гештальт включается не только увиденное и осознанное сразу, но и схваченное периферийным зрением и могущее быть осознанным позже. Такая целостная «картинка» дает возможность вычленить структуру, проследить взаимосвязи и свидетельствует о рациональной работе сознания.
Сегодня теоретики говорят о наличии интуитивной и дискурсивной сторон в творчестве. В отличие от образов искусства идея вещи в дизайне может появляться двумя путями, зависящими от психической организации творца. Тогда следует признать, что существуют дизайнеры-«визуалы» и -«концептуалисты». У первых ярче выражено индивидуальное, а значит, чувственно-образное начало мышления, вторые отталкиваются от общезначимого и выражают творческий замысел категориально. Еще точнее будет сказать, что эмоционально-интуитивная и рациональная составляющие взаимодействуют в процессе возникновения замысла, дополняя друг друга и решая разные задачи. Интуиция обеспечивает целостность образного представления, разум – глубину постижения проблем. В обоих случаях исключительное значение имеет видение-умозрение будущей вещи как целого, в единстве всех ее сторон и закономерностей. (Механическая сборка приводит к странным вопросам вроде: что бы тут еще подрисовать?..) Поэтому само вдохновение дизайнера рождает модель. Чем четче осознана цель вещи, тем адекватнее будет ее форма, тем ближе дорога к человеку, а значит, к реализации, осуществленности. Наиболее близок искомому термин «гештальт» как видение целого в его соотнесенности с сущностью и существованием, а также с учетом внутренних связей, как бы концентрирующих и структурирующих вещь.
Зная, что есть колесо, ось, дышло, мы еще не знаем, что есть телега, – утверждал Платон. Из них могут возникнуть совершенно различные сущности. Устами Сократа он говорит в диалоге «Федр» о «способности, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрознено, чтобы, давая определение этому, сделать ясным предмет поучения» (Phaedr, 266). Хотя речь идет о знании, и для рационалиста Платона – это путь изучения уже существующего, можно предполагать, что таким же был процесс появления идей. Лишь затем на смену первой способности приходит вторая, а именно: «способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них» (там же).
Итак, всякая рациональная работа предполагает началом видение наиболее общих существенных признаков вещи, движется от общего к частному, но этим не ограничивается. Общее включает в себя в снятом виде программу реализации проекта, следование которой обеспечивает соответствие будущей реальной формы проекту как своеобразному эталону или идеалу. Соответственно, использование термина «гештальт» подчеркивает высокий уровень рациональности и аналитичности проектного мышления, а также стремление теоретика дизайна опираться в его исследовании на данные современной психологии.
Концепт. Концепт – это смысл, а это слово тоже используется сегодня с предельной широтой значений, притом очень многими философскими и научными направлениями. Какие стороны и качества дизайнерского проектного мышления становятся более отчетливыми при употреблении понятия «концепт»? Что значит «создавать концепты»? Во-первых, если возникает представление о «смысле», то закономерно представить трехчастную конфигурацию:
- тот, кто порождает смысл;
- то, что переносит или выражает смысл;
- тот, кто воспринимает, расшифровывает, интерпретирует смысл.
Концепт в таком случае предполагает общение посредством чего-то. Продукт дизайна становится посредником в социальной коммуникации, и его успешность зависит от понятности, от актуальности смысла.
Во-вторых, сам термин относительно молод, он принадлежит постмодерной культуре. Размывая границы устойчивых смыслов и оценок, она исходит из представления о том, что субъект сам формирует свое смысловое поле. Концепт – не догма, и он не заимствуется извне. В любом концепте можно наблюдать диалектическое единство устойчивого и изменчивого, субъективного и надсубъективного (ведь смыслы, увиденные несколькими людьми, могут иметь точки пересечения).
В-третьих, создание концептов не является прерогативой только дизайнеров. Ж.Делез и Ф.Гваттари определяют философию как процесс создания концептов. Согласно их подходу, концепты – продукты мыслительной деятельности человека и во многом подобны понятиям. Отличие в большей степени свободы и субъективизма. Концепт – авторский смысл, подтверждающий право автора на нахождение смыслов.
Значит, использование термина «концепт» для характеристики проектного мышления в дизайне:
- определяет время рассуждения: это культура постмодерна; - задает специфику дискурса: это, скорее всего, семиотический подход, выводящий на первый план процесс порождения и расшифровки смыслов;
- подчеркивает в очередной раз, что проект возникает как целое: смысл частностей не тождественен смыслу целого, т.е. дизайнер думает о целом;
- повышает самостоятельность (и ответственность) автора и интерпретатора в процессе смыслообразования;
- подчеркивает наличие адресата дизайна и задает условие актуализации замысла: это интерес потребителя, его способность и возможность «считывания» проектируемой формы;
- затрудняет рассуждения о формальных характеристиках формы в том виде, как они предстают дизайнеру в процессе проектирования.