Форум психолого-педагогической экспериментальной лаборатории им. Ф.Х. Уразаевой

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Подготовка к демоэкзамену

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

В этой теме мы обсудим психологические аспекты подготовки к демонстрационному экзамену по стандарту Worldskills Russia.

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:

► моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
► независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
► определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями. Подробнее>>

http://forumuploads.ru/uploads/0010/6a/f9/2/98082.png

0

2

И начнем, пожалуй, с обсуждения мастерства публичного выступления, итак...

http://forumuploads.ru/uploads/0010/6a/f9/2/13182.png
ТЕМА 1. МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

1. Специфика ораторского монолога

Мастерство публичного выступления требует способностей, таланта – но этого недостаточно. Как любое мастерство – оно дается  трудом и опытом, и это известно со времен античности. В Древней  Греции ораторское искусство называли риторикой, что в переводе на  русский язык означает «красноречие». В наше время риторикой так-же называется наука, изучающая теорию красноречия, – к ней мы и  переходим.

В зависимости от того, произносит ли речь один оратор, или в  дискуссии участвуют двое или несколько человек, ораторская речь является монологом или диалогом. В риторике монолог определяется  как особая форма устной речи.

Монолог – это развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом и композиционном отношении, где все языковые  средства подчинены выражению главной мысли, достижению основной цели оратора.

Можно выделить разные виды публичной речи – академическую, судебную, социально-политическую, социально-бытовую (тост,  юбилейная, надгробная речь), духовную (речь церковных деятелей).  Все эти виды публичных выступлений различаются и содержанием, и  принадлежностью к разным функциональным стилям – но их объединяет специфика ораторского монолога.   

В чем состоит эта специфика? С одной стороны – ораторское  выступление монологично. С другой – оратор не только обращается к  слушателям, но, в каком-то смысле, беседует с ними. А они могут соглашаться с оратором или мысленно возражать ему. Выступающий  чувствует эту реакцию слушателей и делает для себя выводы. Происходит подобие диалога, только вторая сторона не произносит при  этом вслух своих реплик. Тем не менее, общение является двусторонним. 

Все это дает основания назвать ораторский монолог особым монологом – он адресован слушателям и рассчитан на их живую реакцию. В этом смысле ораторская речь диалогична (имеется в виду  скрытый диалог). Подлинно диалогичными являются различные беседы, дискуссионно-полемические выступления, дебаты. 

2. Композиция публичного выступления

Наиболее распространенной структурой устного публичного  выступления с античных времен считается трехчастная, состоящая из  вступления, главной части и заключения. Каждая часть выступления  имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при подготовке речи. Эти особенности диктуются спецификой восприятия речи  теми, кто слушает оратора. 

Известно, что лучше всего усваиваются начало и конец речи,  поэтому вступление и заключение должны быть в центре внимания  при подготовке речи. 

Как начать выступление? Опытные ораторы рекомендуют  начинать речь с интересного примера, пословицы, крылатого выражения, юмористического замечания. Можно начать с цитаты, привлекающей внимание к содержанию выступления.

Эффективное средство завоевать внимание слушателей – вопросы к аудитории. Известный русский оратор-адвокат Анатолий Федорович Кони в статье  «Советы лекторам» советует начинать со слов чрезвычайно простых,  доступных и интересных; они должны «зацепить» внимание слушателей. А. Ф.Кони приводит несколько примеров, интересных для тех,  кто учится выступать публично.

Один из его примеров – как можно  начать лекцию о законе всемирного тяготения:   «В рождественскую ночь 1642 г. в Англии в семье фермера  средней руки была большая сумятица. Родился мальчик – такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке». Дальше  несколько слов о жизни и учении этого мальчика, о студенческих годах, об избрании в члены Королевского научного общества и, наконец, его имя – Ньютон. После этого можно приступить к изложению  сути закона всемирного тяготения. Роль этой «пивной кружки» –  только в привлечении внимания. А откуда о ней узнать? К выступлению нужно готовиться, изучить литературу по теме лекции, прочитать биографию Ньютона и т. д.

Следует иметь в виду, что каждая тема требует своего особого  начала. При этом необходимо учитывать и состав аудитории, и степень ее подготовленности. 

Заключение. Заключение – важная композиционная часть любо-го выступления. Убедительное и яркое заключение запоминается,  оставляет хорошее впечатление о речи. Наоборот, неудачное заключение губит порой хорошую речь. Часто лектор, не успев уложиться в  регламент, просто обрывает свое выступление. Некоторые ораторы  начинают извиняться, что у них не было достаточно времени для  подготовки, что они, вероятно, ничего интересного не сообщили, что  слушатели зря потратили время. Делать этого не следует.   

Каким же должен быть конец речи? По словам А. Ф.Кони: «Конец – разрешение всей речи… Конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали… что дальше говорить нечего». Конец должен  связать речь с ее началом. Кроме того, рекомендуется повторить основную мысль, ради которой произносится речь, подытожить наиболее важные положения.

В заключении делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи, вытекающие из содержания выступления. Если начало должно привлечь внимание слушателей, то  конец – усилить эффект выступления. Какие бы грустные или трагические мысли ни высказывались в выступлении, конец должен быть  оптимистичным, жизнеутверждающим, воодушевляющим слушателей к активной деятельности. 

Главная часть. Итак, оратор привлек вступлением внимание  аудитории. Но дальше встает более трудная задача – удержать это  внимание. Если в изложении материала нет логики, последовательности в развитии мысли – трудно следить за ходом рассуждений, трудно запомнить прослушанное. В связи с этим в главной части выступления важно соблюдать несколько правил: 
1) должна соблюдаться логическая последовательность и стройность в изложении материала (это основное правило композиции); 
2) все мысли должны быть подчинены главной мысли, главной  идее выступления; 
3) выразить главную мысль, построить свою речь оратор должен  наиболее простым и рациональным способом, лаконично, без  многословия, с минимальной затратой речевых средств и времени.

3. Приемы и методы построения речи

До сих пор мы говорили о композиции. Помимо этого, оратор  должен продумать, каким методом он будет излагать материал, какие  доказательства выдвинутого положения будет приводить, какие использует ораторские приемы, чтобы привлечь внимание слушателей.  Методы преподнесения материала сформировались на базе многовековой ораторской практики, начиная со времен Древнего Рима,  со времен Аристотеля. Они описаны в различных риториках и активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем  основные из них.

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях, на митингах. Его рекомендуется использовать в аудитории, которая не расположена к оратору  дружески. Например, проводится лекция для жителей микрорайона о  состоянии преступности. В этом случае, рассказ о конкретном криминальном происшествии, известном всем слушателям, привлек бы  их внимание к оратору, а затем позволил бы ему сделать обобщающий вывод об уровне преступности в городе и о мерах, которые мог-ли бы предпринять жители этого района. 

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а затем  разъясняет их на конкретных примерах, приводит конкретные факты.  Этот метод хорош в выступлениях пропагандирующих, просвещающих. Используется он и в вузовских лекциях. Применять его рекомендуется в дружественно настроенной аудитории. 

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий,  фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно  слушателям. Это помогает лучшему пониманию излагаемого материала, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию. Например,  рассказывая на заводе или на собрании жителей микрорайона о борьбе с преступностью, лектор, кроме криминального убийства в этом  микрорайоне, вспоминает еще ряд подобных случаев и – по аналогии  – делает вывод об уровне преступности и о важности участия в борьбе с ней всего общества. 

3. Аргументация в ораторской речи. Виды аргументов

Независимо от того, какой метод избирает оратор, его речь  должна быть доказательной, суждения – убедительными. Для того  чтобы убедить слушателей, оратор использует аргументацию. 

Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства.

Истинность аргументов проверена и доказана практикой,  поэтому приведение таких доводов в пользу того или иного утверждения (аргументация) убеждает слушателей в истинности высказанных оратором положений. В риторике рассматриваются следующие  виды аргументов: 
1. Аргументы к существу дела:  это факты, полученные в результате наблюдений, а также документы, цифры, статистические данные, результаты социологических  опросов и т.п.
2. Аргументы к человеку(эти аргументы воздействуют на слушателей и оппонентов не столько логически, сколько эмоционально): 
а) аргумент к авторитету– оратор ссылается на мнение видных  общественных деятелей, ученых, писателей, чья позиция совпадает  с его собственной; 
б) аргумент к публике– оратор старается привлечь слушателей на  свою сторону и таким образом противостоять оппонентам (политический деятель на митинге, адвокат или прокурор на судебном процессе); 
в) аргумент к личности– подменяя предмет дискуссии, оратор старается настроить аудиторию против оппонентов, выставляя их в  невыгодном свете; 
г) аргумент к чувствам оппонентов– оратор обращается к жалости  или к тщеславию оппонента (например, с помощью лести) и стремится таким образом склонить его на свою сторону.   

Как видим, аргументы к человеку не всегда корректны. Многие  из них порядочный человек не станет применять. Но знать о них  необходимо, так как это позволяет разоблачить недобросовестного  оппонента, показав слушателям, какой именно вид аргумента он использует. Наиболее корректен из них аргумент к авторитету, но и  здесь надо быть осторожным, так как и мнения авторитетных людей  не всегда бывают истинны.

4. Приемы привлечения внимания

Как бы ни была интересна лекция, внимание постепенно ослабевает, слушатели утомляются, перестают следить за нитью рассуждений. Как привлечь их внимание? Существуют различные ораторские  приемы: 
1) прямое обращение к слушателям с требованием внимания; 
2) неожиданный вопрос; 
3) «тайна занимательности» – предмет речи не называется сразу,  чтобы заинтриговать слушателя; 
4) вопросно-ответный прием – оратор задает вопрос и сам же на  него отвечает; 
5) прием парадоксального цитирования – оратор приводит высказывание, приводящее к неожиданным для слушателей выводам, чтобы убедить их в своей правоте; 
6) употребление поговорок, пословиц, фразеологизмов; 
7) использование юмора; 
8) имитация разговорности. 

Пример использования приема парадоксального цитирования

На лекции по проблемам воспитания молодежи лектор привел  несколько высказываний о молодежи, не называя авторов. И когда  слушатели согласились с этими высказываниями, открыл имена тех,  кому высказывания принадлежат: 
1) наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она  насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков; 
2) я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки  бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна; 
3) наш мир достиг критической стадии. Дети больше уже не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек; 
4) эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не  сумеет сохранить нашу культуру. 

Автором первого высказывания является Сократ (470–399 гг. до  н.э.); второго – Гесиод (720 г. до н. э.); третьего – египетский жрец  (2000 г. до н. э.); четвертое высказывание – это надпись на глиняном  горшке из Вавилона, возраст которого свыше 3000 лет. 

В результате, посмеявшись над собой, слушатели вынуждены  были признать, что молодежь нашего времени не хуже, чем молодежь  прежних времен.

5. Экстралингвистические факторы публичной речи

Мы говорили о лингвистических факторах публичной речи – о  том, как выстроить текст речи, какие ораторские приемы использовать. Но не менее важны и экстралингвистические (невербальные)  факторы: внешний вид, жесты, мимика, поза оратора, естественность  движений, тембр голоса, темп речи, гибкость и разнообразие интонации.

Насколько серьезно следует относиться к невербальным средствам контакта со слушателями, понимали еще в XVIII в. Петр I в  «Духовном регламенте» (1721) наставлял: «Не надобе проповеднику  шататься вельми, будто в судне веслом гребет. Не надобно руками  всплескивать, в боки упираться, подскакивать, смеяться, да не надобе  и рыдать». 

Мастерство публичного выступления приходит с опытом. Но  некоторые «секреты» ораторского искусства можно освоить и  научиться применять их на практике.

+ немного юмора:

0

3

http://forumuploads.ru/uploads/0010/6a/f9/2/50482.png
Тема 2: УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

1. Проблема уверенности

Уверенный человек имеет огромный авторитет у окружающих. Спокойная уверенность способна создать вокруг Вас ауру притяжения, которую всегда бессознательно чувствуют люди. Уверенному в себе человеку легче общаться с людьми. Уверенные в себе люди неизменно добиваются успеха. Уверенный в себе человек легче управляет, руководит людьми. Уверенный в себе человек свободней держится во время публичных выступлений и презентаций.

Они энергичны. Он независимы от обстоятельств. Они предпочитают формировать их сами.

Проблема уверенности в общении лежит на пересечении тех сфер нашей активности, которые лежат между сферами внутренних и внешних коммуникаций, на связке общения с собой и общения с другими.

Проблема коммуникативной уверенности в значительной степени сводится к проблеме выражения чувств. Освоив уверенное их выражение, можно выработать стереотип уверенного и эффективного поведения в любой конфликтной ситуации, овладеть методом эффективного разрешения конфликтов к своей пользе.

Каждый человек практически ежедневно сталкивается с конфликтными ситуациями, оказывается вовлечен в них. Вроде бы, если следовать бихевористским школам, упрощенному пониманию учений Павлова, Бехтерева и Ухтомского, в результате такого частого повторения должно произойти достаточное научение. Но практика говорит о другом - к каждой новой конфликтной ситуации обычный человек оказывается совершенно не готов.

Очевидно, что бихеворизм здесь отдыхает, поскольку дело идет не о простейших рефлекторных формах поведения, а о преломляемых через сложные структуры психики стереотипах. Речь идет все о том же механизме рабского подчинения человека другим (обществу, более свободным личностям и т.п.) через посредство усвоенного в процессе социализации надсмотрщика.

2. Содержание неуверенности

Неуверенность происходит от внутренней несвободы. Ваш надсмотрщик знает, что Вам нельзя прыгать выше некой планки. Планка эта была установлена в раннем детстве. Помимо Вашей воли. Помимо сознания.

В момент, когда Вы выходите на новые перспективы или на новые контакты, которые могут способствовать Вашему успеху и социальному продвижению, надсмотрщик тормозит Вас: "Нельзя, не лезь! Это не для тебя!!!" И тут же подсовывает псевдорациональный аргумент: некое Ваше "уродство".

В качестве такого "уродства" надсмотрщик использует то, что значимо для Вас и для него, но не обязательно действительно интересно окружающим. Это может быть что угодно: одному он напоминает о том, что он рос без отца, другому - о маленьком (или слишком большом) члене, третьему - о цвете кожи и т.п. " Ну и куда же ты с этим лезешь? ВСЕ ЖЕ УВИДЯТ!!!!!!!" - шипит надсмотрщик. И Вы со страхом отказываетесь от контакта, выхода на новую перспективу, публичного выступления.

Как всегда, псевдорациональная аргументация надсмотрщика не выдерживает рациональной критики. Она предназначена только для Вас. Вряд ли окружающие, даже если заметят Ваше мнимое "уродство", обратят на него внимание - для них оно не является значимой проблемой, им хватает своих проблем.

Вечные вмешательства надсмотрщика сбивают энергетику организма. Психика и тело связаны неразрывно, это две ипостаси одного единства. Вечное торможение мотивации порождает торможение физиологических процессов и является источником хронических болезней. Неуверенному человеку свойственны вялость, слабость во всем теле, отсутствие энергичности. Ему свойственны нарушения ритма дыхания. Голос у него голос тихий и робкий интонационно бесцветный, тембр хрипловатый, речь невыразительная, отсутствуют четкие формулировки, трудно подбирать слова, спорить. У него часто бывают нарушение координации, “закрытые” позы, ощущение, что тело маленькое, как будто скукожившееся. Ему присущи скованность движений, неестественность жестов.

Его вечно преследует ощущение, что мир жесток, несправедлив и враждебен. Ему свойственна чрезмерная обидчивость, слезливость, отсутствие чувства юмора, вечное ощущение собственной неполноценности, неловкости, вины, стыда.

Он всегда чувствует, что у него нет контроля над ситуацией, в голове вертятся постоянные сомнения: “Правильно ли я поступаю? Как бы чего не вышло… Что обо мне подумают другие?”

Неуверенный человек слаб и безынициативен. Он - прирожденный раб.

Рабская пассивность - проявление неуверенности

Давайте сначала попробуем уяснить внешние признаки рабского и уверенного поведения. Известно, что 80 из 100 человек соглашаются на выполнение неожиданного необоснованного требования без возражений. Экспериментаторы установили, что только один из пяти человек отказался вывернуть свои карманы или открыть сумку, когда незнакомец спросил, не взяли ли они нечаянно кольцо, которое он оставил в телефонной будке. Когда во время сдачи письменных экзаменов в вузе вдруг транзистор был нагло включен на полную мощность одним из членов группы, как-то прореагировал опять же лишь каждый пятый.

Мы уже знаем, что причина такого поведения заключается в наличии в нашей психике огромного количества "крючков", усвоенных в процессе социализации и делающих нас управляемыми рабами. Изначальное чувство вины, множество ограничений порождает глубокую неуверенность в себе, которая проявляется в поведении.

Многие в результате этого воспринимают себя "ниже" окружающих и потому опасаются доверять своим суждениям, чувствам. Если вам свойственно колебаться, говорить тихо, запинаясь, отводить взгляд, соглашаться с собеседником даже тогда, когда Вы в действительности не разделяете его взглядов, если Вы цените себя "ниже" окружающих и страдаете сами, чтобы ненароком не огорчить других, ваша манера поведения - неуверенная.

Неуверенно-пассивный тип в конфликтной ситуации будет терпеть и молча страдать. Он будет обвинять себя в эгоизме. Он будет всегда спрашивать разрешения, чтобы сделать то, что многие другие считают своим неотъемлемым правом.

Пассивный человек невысокого мнения о самом себе и чувствует себя неловко почти во всех ситуациях. Чувство неполноценности и эмоциональный дискомфорт, постоянно испытываемые такими людьми, скорее всего, требуют внимания профессионального психолога. Пассивность в определенных ситуациях свойственна той категории людей, поведение которых обычно уверенно, но которые в определенных жизненных ситуациях испытывают значительный стресс, что мешает им правильно реагировать в этих ситуациях.

Пассивность порождает две формы невротического поведения.
ЯВНОЕ САМОУНИЧИЖИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ означает, что когда мы в кругу других людей, мы явным или скрытым образом как бы "излучаем сигналы" самоуничижительного свойства.

СКРЫТОЕ САМОУНИЧИЖИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ имеет место, когда мы в душе уверены, что мы плохи, некрасивы, лишены талантов, не можем сделать того или другого и т. д. Эта внутренняя кассета с записью начинает вращаться, как только мы сравниваем себя с другими, или сделали ошибку, или испытали унижение с чьей-либо стороны, или нам не удалось сделать что-либо, или когда мы думаем о наших неудачах в прошлом.

Ничего хорошего не получается из самоуничижения, явного или скрытого. Делает это Вас лучше? Как раз наоборот: разве Ваша уверенность в себе не страдает от этого? Постарайтесь быть к себе добрей.

Маленькое упражнение:

Прислушайтесь к себе. Проанализируйте свои отношения с близкими людьми. Ответьте на вопросы:

Часто ли выражаете свои чувства открыто?

Позволяете ли Вы ущемлять свои собственные интересы?

Часто ли подавляете и ущемляете чувства других?

Откладываете ли Вы выражение чувств на будущее?

Избегаете ли Вы определенных людей или определенных ситуаций, так как Вы боитесь их?

Можете ли Вы контролировать эти нежелательные ситуации, или они выходят из под Вашего контроля?

Долго ли "пережевываете" конфликтные ситуации, молча "высказывая" все новые и новые "аргументы" партнеру, апеллируя при этом к его чувству вины?

Если да, то Вы - пассивный тип.

Рабская агрессивность - проявление неуверенности

Разумеется, подобная рабская пассивность абсолютно неприемлема для самой личности, усугубляет неудовлетворенность собой. Первичные структуры психики, "зверек", средоточие инстинктов, стремятся преодолеть давление надсмотрщика. Возникающая сверхкомпенсация порождает другой вариант рабского поведения - агрессивность.

Агрессор реагирует на раздражающие его обстоятельства чрезмерно энергично и несдержанно, производит на окружающих резко отрицательное впечатление и впоследствии сожалеет об этом. Если Вы говорите нарочито громко и экспрессивно, употребляете обидные или оскорбительные слова или жесты, бросаете гневные взгляды, перебиваете собеседников, обвиняете, возмущаетесь и требуете чего-то, когда повод для этого уже миновал, если Вы неистовствуете, пытаясь выразить свои чувства и мнения, пытаетесь унизить или унижаете других, то Ваша манера поведения называется агрессивной.

Агрессор со стороны производит впечатление весьма самоуверенного человека. Мужчины с таким качеством - обычно тираны в семье, жены им всегда уступают, дети их боятся. Они прибегают к физическим наказаниям детей, бьют своих жен. Женская агрессивность часто проявляется несколько иначе: это желание доминировать в разговоре, пренебрегать чужим мнением и во всех случаях держать за собой последнее слово.

Никогда не следует путать агрессивное и уверенное поведение. Агрессивное есть вторая ипостась рабства. Она происходит от неуверенности в себе, является средством ее сверхкомпенсации, разрядкой накапливающегося при ее преодолении потенциала сублимированной энергии. Чем выше агрессивность, тем, следовательно, более высокий барьер тормозов приходится преодолевать и тем менее уверенно чувствует себя человек, тем легче он манипулируем. Люди, действующие в агрессивной манере, в действительности испытывают чувства вины, неполноценности и неуверенности в себе. Своим агрессивным поведением они пытаются маскировать эти чувства.

Агрессор, хотя и сожалеет о своих выходках, но все же плохо осознает негативные последствия своих поступков. Его поведение крайне неэффективно. В результате у агрессивного человека всегда плохие или натянутые отношения с большинством людей, с которыми он общается. Взбунтовавшийся раб чувствителен к критике и легко уязвим. Даже небольшого повода достаточно, чтобы вызвать у него агрессивную реакцию. Агрессор всегда одинок и угрюм. Он испытывает трудности в общении с друзьями и коллегами. Ему часто приходится менять место работы. Своим поведением он часто обижает других. В результате у него мало друзей. Попытки сблизиться с окружающими его людьми обычно кончаются неудачей. Агрессор страдает и еще больше замыкается в себе.

Для агрессивно настроенного человека трудно признать, что ему следует изменить свое поведение.

Маленькое упражнение:

Попробуйте ответить на вопросы:

Всегда ли Вы побеждаете в споре?

Важно ли для Вас всегда поставить на своем в любом споре?

Часто ли Вы резко отчитываете официанта или продавца за плохое обслуживание?

Пытаетесь ли Вы командовать своими подчиненными на работе?

Пытаетесь ли Вы командовать своей семьей дома?

Насколько для Вас важно командовать?

Если на все вопросы Вы ответили положительно, Вы несомненно агрессивны. Возникающее в результате этого отчуждение близких Вам людей - неизбежная и дорогая цена за такие "привилегии".

Что же такое уверенное поведение?

Уверенным традиционно называется поведение, когда человек поступает сообразно своим интересам, умеет постоять за себя, выражает свои чувства со спокойным достоинством, защищает свои права, не нарушая в то же время права других людей. Уверенный человек реагирует на ситуации непосредственно в тот момент, когда они возникают, отвечает собеседнику немедленно, в спокойном разговорном тоне и "по существу", открыто выражает свои мнения и чувства (гнев, любовь, несогласие, огорчение), ценит и уважает себя в той же степени, что и окружающих.

Уверенность опирается на внутреннюю сбалансированность психики.

Уверенное поведение является важнейшим фактором успешной конкурентной борьбы, социального продвижения. Уверенному в себе человеку легко приводить веские аргументы и оспаривать аргументы соперника.

Уверенность порождает успех, а успех порождает уверенность. Здесь существует положительная обратная связь. Постепенно наращивая степень уверенности в своем поведении, вы наращиваете и внутреннюю уверенность в себе, которая в свою очередь увеличивает степень Вашей уверенности в жизни. Через коммуникативный успех Вы меняетесь в лучшую сторону.

Если Вы довольны собой, если Вы цените себя как личность, если у Вас положительное самопринятие, тогда Вы активны в жизни и наслаждаетесь жизнью, обществом окружающих Вас людей, новыми местами и вещами, действуете спонтанно, доверяете своим суждениям, хорошо адаптируетесь в обществе.

С появлением коммуникативной уверенности исчезают симптомы таких психосоматических недугов как гастриты, астма, головная боль и общая усталость. Нервное напряжение и волнения, присущие людям пассивным или агрессивным, часто являются причиной таких недугов, и, наоборот, эти симптомы исчезают у тех, кто учится достойно защищать свои интересы.

Если Вы сумеете постоять за себя, когда Вы этого хотите, ? это все, что Вам нужно. Не позволяйте манипулировать собой ни обстоятельствам, ни окружающим Вас людям. Люди, умеющие должным образом постоять за себя, в значительно меньшей степени подвержены стрессовым состояниям в сложных жизненных ситуациях, а также в большей степени испытывают чувства удовлетворенности собой и чувства собственной ценности и значительности

Три модели поведения

Человек, реагирующий пассивно в конфликтной ситуации, обычно лишает себя возможности выразить свои чувства. В результате такой реакции он чувствует себя ущемленным, так как, позволяя другим решать за себя, он редко достигает желаемой цели.

Человек, стремящийся к самовыражению и прибегающий к крайностям агрессивного поведения, обычно достигает своей цели, ущемляя интересы и самолюбие других. Агрессивное поведение обычно унижает того, по отношению к кому оно направлено. Его права ущемлены, он испытывает чувство обиды, гнева и унижения. Хотя агрессивно поступающий человек и может достичь своей цели, он, в то же время, может вызвать чувства ненависти, гнева и возмущения, которые впоследствии могут проявиться как возмездие.

Напротив, уверенное поведение в этой же ситуации вызовет чувство удовлетворения у действующего лица. Честное выражение чувств обычно приводит к достижению поставленной цели, и в результате действующее лицо испытывает чувство удовлетворения.

Если эти три модели поведения рассматривать с точки зрения лица, по отношению к которому они направлены, замечается аналогичная ситуация. Пассивное, а также агрессивное поведение часто вызывает широкую гамму чувств по отношению к пассивно или агрессивно действующему лицу - от чувства симпатии до чувства гнева и презрения. И, наоборот, действуя уверенно, человек выражает свои чувства, достигает своей цели и остается доволен собой, не унижая или подавляя при этом другого, то есть не вызывая резко отрицательных эмоций по отношению к себе.

Уверенное поведение - это самовыражение без ущерба для других.

Самоутверждающий образ действий в большинстве случаев поможет Вам достичь Вашей цели. Вы будете очень удивлены реакцией людей на проявления уверенности. Смущение, волнение и гнев исчезают, когда тебе отвечают: "Конечно! Я не думала, что я кого-нибудь беспокою. Извините!" Или: "Я буду рад(а) помочь!" Или: "Я только сожалею, что Вы не сказали мне об этом раньше. Спасибо."

Проблемы возникают, когда мы пассивны или агрессивны слишком часто для нашего собственного благополучия и не умеем сделать для себя правильный выбор.

Действуйте!

Errare Humanium est. Вы человек, и Вы будете ошибаться. Разрешите себе делать ошибки. Пусть это огорчительно, пусть Вы разочарованы и обескуражены, но попробуйте еще раз.

Если Вы найдете, что Ваши попытки постоять за себя не удаются слишком часто, подумайте над этим. Может быть, Вы ставите перед собой слишком труднодостижимые цели? Может быть, Вы перестарались, и Ваши поступки становятся агрессивными? Внимательно прочтите следующую главу и проследите за своими поступками. Вы найдете баланс в короткий срок.

У Вас очень мало шансов защитить свои интересы и достичь желаемой цели, если Вы для этого не предпринимаете ничего. Действуйте!

Актуализатор

Результаты внутреннего раскрепощения, обретения уверенности, актуализации личности выражаются не только в поведении, но и в теле человека. Психика и тело связаны ведь неразрывно.

Актуализатор всегда имеет позитивное восприятие мира. Он ко всему относится уверенно, дружелюбно и занимает активную позицию. Он способен легко думать, легко вспоминать, легко принимать решения.

У актуализатора всегда есть ощущение собственной значимости, гордость, ощущение полного контроля над ситуацией, способность воздействовать на мир. Актуализатор реже испытывает стресс и легче выходит из него. Собственно, это и есть суть героического мироощущения.

Речи его свойственны эмоциональная окраска и образность речи, юмор. Он говорит во весь голос, а не хрипит-пришептывает голосовыми связками, как большинство людей. Актуализатор не боится спорить, отстаивать свою точку зрения.

Актуализатору всегда свойственна некая легкость, ощущение энергии во всем теле, как будто крылья за спиной вырастают. У него всегда есть ощущение внутренней силы. Актуализатору присуща непринужденность жестов и поз, грациозность движений. У него всегда развернуты плечи, свободны руки, широкие жесты.

Актуализатор всегда прекрасно чувствует себя. Он легко избавляется от многих проблем со здоровьем. У него нормализуется давление, уходят хронические болячки. Внутренняя сила способна держать актуализатора на плаву в любых обстоятельствах. Это и есть содержание психической устойчивости.

Тренинг актуализации

Актуализация личности в общении осуществляется путем участия в специальных тренингах. Один из таких тренингов присутствует в курсе Школы Эффективных лидеров. Создавая его, я использовал некоторые идеи Р.Альберти и М.Эммонса, а также, после модификации, некоторые упражнения, применяемые в коммуникативных тренингах немецкими психологами, среди которых R.Anneken, L.Echelmeyer, K.Kaluza, H.Klein, A.Klockgeter-Kelle, D.Zimmer. После модернизации этот тренинг является самым успешным актуализационным тренингом в современном мире.

Тренинг проводится в парах. Простенькие упражнения обратят Ваше внимание на некоторые важные аспекты общения. Вы приобретете сознательный опыт действий в подобных ситуациях, поймете, какие возникают проблемы, на что обращать внимание.

В результате у Вас сформируется новый взгляд на вещи. После тренинга Вы сможете сознательно отслеживать и контролировать жизненные ситуации. В результате каждая ситуация будет давать Вам дополнительный опыт, усиливать Вашу коммуникативную компетентность, а не оставлять всяческие недоумения и психические травмы, как ранее.

Прежде всего необходимо потренировать способность к активному выражению чувств, все равно каких - положительных, которые хочется испытывать как можно дольше или отрицательных, от которых хочется как можно быстрее избавиться. Вы должны научиться воспринимать и подробно описывать собственные чувства. Открытое, уверенное, грамотное выражение чувств, в противовес их обращению "вовнутрь себя" или сублимирования с последующей агрессивной инверсией, дает свободу общения, делает его успешным.

Затем следует тренинг проявления своих желаний, отстаивания интересов, нахождения компромиссов. Все это постепенно делает Вас уверенным в себе актуализатором, мастером успешного общения.

0