universe of self-creation

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » universe of self-creation » Психология социально-правовой деятельности » Полезные материалы ПСПД


Полезные материалы ПСПД

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

В этой теме, предлагаю выкладывать материалы, которые отражают психологию ( факты-явления, закономерности и механизмы) социально-правовой деятельности. Упражнения и уроки, которые помогут сформировать навыки эффективной деятельности в этой отрасли.

http://s5.uploads.ru/LWvUs.jpg

0

2

http://s3.uploads.ru/GYkP7.png
Перечень вопросов по психологии социально-правовой деятельности, выносимых на квалификационный экзамен:

1. Психология как наука. Предмет, задачи психологии.

Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Задачи психологии:
► научиться понимать сущность психических явлений;
► научиться управлять ими;
► использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;
► быть теоретической основой практики психологической службы.

2. Основные методы психологических исследований.

В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования.
Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы:
1) организационные методы;
2) эмпирические способы добывания научных данных;
3) приемы обработки данных;
4)интерпретационные методы.

К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы;

к эмпирическим способам добывания научных данных - обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и прожективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т. е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т. п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т. д.);

к приемам обработки данных – количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или наруше¬ниями общих правил;

к интерпретационным методам - различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. д.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов.

3. Особенности психических процессов человека.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира. Оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Психическое отражение – это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью. Психика – это «субъективный образ объективного мира». Психика включает в себя:
1) психические процессы;
2) психические состояния;
3) психические качества;
4) психические свойства.

1. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса, поэтому психическая деятельность человека в состоянии бодрствования непрерывна. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются:
- познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение;
- эмоциональные – активные и пассивные переживания;
- волевые – решение, исполнение, волевое усилие..

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

2. Психические состояния предстают как относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики.

3. Психические качества, будучи относительно устойчивыми, возникают и формируются в процессе учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности человека. Характер в большей степени является проявлением психических качеств.

4. Психические свойства. К ним относятся устойчивые проявления, которые передаются по наследству и почти не изменяются в процессе жизни. Имеются в виду свойства нервной системы, такие как сила нервной системы (устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению), уравновешенность нервных процессов (относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения), лабильность (гибкость изменения под воздействием различных раздражителей), резистентность (сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей), подвижность нервных процессов (скорость перехода от возбуждения к торможению).

4. Эмоции человека. Регулирование в эмоциональной сфере.

Эмоциональная сфера человека представляет собой широкий спектр его переживаний и чувств. Она выполняет ряд функций, таких как стимулирующая, регуляторная, устранение информационного дефицита, основной среди которых является оценочная.

Эмоциональная сфера состоит из эмоциональных переживаний и чувств. Любое переживание - это оценка процесса удовлетворения какой-либо потребности индивида. Чувство - это оценка возможности конкретного объекта удовлетворить данную потребность индивида. Многообразие потребностей человека и их сочетаний обуславливают, в свою очередь, большое количество объектов и форм удовлетворения, которые определяются воспитанием, морально-нравственными качествами личности и потребностями общества.

Эмоциональные переживания человека делятся на эмоции и эмоциональные состояния.

Эмоции - кратковременные переживания различной силы, сменяющие друг друга вслед за изменением ситуации. Эмоции – это субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для человека.Эмоции - это комплекс соматических и вегетативных реакций, выражающих отношение человека к внешнему миру и самому себе.
По характеру изменения в течении физиологических процессов эмоции подразделяются на стенические и астенические. Для первых характерны внутренний подъем, воодушевление, для вторых - снижение жизнедеятельности, беспокойство, душевная подавленность.

► радость – интенсивное переживание удовлетворенности своим состоянием и ситуацией;
► страх – защитная реакция организма в случае угрозы его здоровью и благополучию;
► волнение – повышенная возбудимость, вызванная как положительным, так и отрицательным переживанием, принимает участие в формировании готовности человека к важному событию и активизирует его нервную систему;
► интерес – врождённая эмоция, подстёгивающая познавательный аспект эмоциональной сферы;
► удивление – переживание, отражающее противоречие между уже имеющимся опытом и новым;
► обида – переживание, связанное с проявлением несправедливости по отношению к человеку;
► злость, гнев, ярость – отрицательно окрашенные аффекты, направленные против ощущаемой несправедливости;
► смущение – переживание за произведенное на окружающих впечатление;
► жалость – всплеск эмоций, возникающий, когда страдания другого человека воспринимаются как свои собственные.

Регуляция эмоциональной сферы - это умение человека выражать эмоции и чувства адекватно возникшей ситуации. Осознанная система мотиваций, активность личности, твердость характера, психологическая стабильность позволяют в полной мере управлять эмоциональными переживаниями, добиваться положительного эмоционального фона основных сфер жизнедеятельности.

Положительные переживания и чувства являются для человека стимулом, конечной целью его жизнедеятельности. Положительные эмоциональные проявления, обеспечивая постоянное взаимодействие человека с объектом его чувств, позволяют более эффективно выполнять ту или иную программу деятельности. Отрицательные, побуждая избегать контактов с вызвавшими их объектами, рождают направленные действия по изменению процесса удовлетворения данной потребности или полного отказа от нее.
Информационный комфорт, удовлетворение духовных и материальных запросов, оптимальный уровень межличностных отношений имеют особое значение для регуляции эмоционального фона человека. Не следует забывать и о типах высшей нервной деятельности (темперамент), которые определяют степень напряженности переживаний и силу эмоций в конкретных ситуациях.

Необходимо помнить о том, что одинаково вредны любые крайности в регуляции эмоциональных проявлений. Недопустимы бесконтрольные эмоциональные состояния, вызывающие конфликтные ситуации и дезорганизацию личности, сильно ухудшающие общее состояние здоровья и приводящие к появлению психических расстройств. В то же время попытки максимального сдерживания, полного контроля за любыми эмоциями могут привести к серьезным негативным последствиям. Следует всегда помнить, что гормональные изменения организма, возникающие при любом эмоциональном переживании, в конечном счете все равно приведут к психической разрядке.

Очень важным является наличие максимальной информации о переживаемой ситуации. Необходимо научиться различать причины и следствия возникшего состояния. При возникновении фрустрации следует срочно решить проблему, которая привела к этому состоянию. Можно пересмотреть потребность, вызвавшую ее, или изменить путь достижения цели. Аффекты легче предотвратить своевременным снятием эмоционального напряжения. Развернувшийся аффект остановить практически невозможно. Для устранения плохого настроения следует вспомнить его причину, переосмыслить ее или устранить воздействующий фактор.

Наиболее трудно регуляции поддаются чувства. Следует знать, что воздействовать на них можно только через «потенциал» удовлетворения потребности. Чем выше этот потенциал, тем более сильные чувства испытывает человек и наоборот.

Эффективными методами устранения отрицательных эмоций являются коллективные сопереживания, активная помощь в переосмыслении и переоценке возникшей ситуации, перенесение внимания на жизненно важные потребности. Частными приемами и средствами могут выступать физическая нагрузка, трудовая деятельность, общение, хобби, музыка, литература и другие.

5. Место ощущений и восприятия в ряду психических процессов.

Ощущение и восприятие как познавательные психические процессы являются базовой основой всех других более сложных психических процессов и явлений.

Ощущение. Первичный познавательный процесс, с помощью которого человек получает всю первичную информацию от внешней и внутренней среды, называется ощущением. Ощущения необходимы человеку для того, чтобы знать о цвете, запахе, вкусе, твердости или мягкости предметов, о состоянии своих внутренних органов, о движениях и положении тела в пространстве. Ощущения как психический процесс отражают отдельные свойства объектов реального мира, непосредственно воздействующих на анализаторы. Целостные, предметные восприятия складываются на основе ощущений, впоследствии порождая более сложные по своей структуре познавательные процессы, такие как представления, память, мышление.Восприятие.

Психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого, называется восприятием. Его результатом является целостный образ предмета. Восприятие, в отличие от ощущений, всегда целостно и предметно.

Люди различаются скоростью восприятия — наименьшим временем действия раздражителя, вызывающего точное восприятие. Более сложный раздражитель увеличивает время его восприятия. Скорость восприятия можно увеличить упражнениями и тренировками. Утомление, заболевания и напряженность понижают скорость восприятия.

Серьезное влияние на восприятие оказывает интерес. Выполненная трудная и ответственная работа усиливает чувство радости, повышает способность к последующим восприятиям. Восприятие всегда постоянно. Оно всегда осмысленно и, так или иначе, может быть выражено словами, поскольку познание в нем всегда дополняется имеющимся у человека опытом. Более нужные детали отражаются восприятием отчетливее, чем другие; в этом проявляется его избирательность, в которой, в свою очередь, проявляется активность сознания.

Избирательность восприятия зависит от объективных воспринимаемых свойств предмета и субъективной установки (в том числе апперцепции — зависимости восприятия от общего содержания психической жизни, от опыта, интересов, направленности человека). Отдельно следует сказать о таких сложных по своей психологической структуре восприятиях, как восприятие времени, пространства и движения.

Восприятие времени обобщает ощущения, связанные с длительностью, последовательностью, скоростью течения явлений внешнего мира и внутренними ритмами жизнедеятельности организма и чувств. Обычно время радости недооценивается по длительности, а время неприятности или скуки переоценивается. Воспоминания меняют картину оценка времени: чем разнообразнее и интереснее события жизни в прошлом, тем более продолжительными во времени они кажутся по сравнению с периодами, которые не запомнились яркими событиями.

В основе восприятия пространства лежат зрительные, вестибулярные, двигательные и кожные ощущения. Они позволяют делать заключения о том, как относится тело человека к вертикали, как расположены объекты в пространстве и каково расстояние от одного объекта до другого. Если наблюдается рассогласование этих источников информации, у человека могут возникнуть иллюзии относительно пространственного положения, представляющие собой искажения отражения действительности и вызываемые физическими, физиологическими и психологическими причинами (например, черный цвет «стройнит», вертикальная линия кажется длиннее горизонтальной).

Восприятие движения проявляется в восприятии пространственно-временного перемещения. Поскольку любое движение в пространстве описывается скоростью и направлением, то, следовательно, оценка движения зависит от восприятия интервалов времени. Не все стороны движения могут быть замечены и верно оценены. Например, зрением не воспринимается движение часовой стрелки.

Эти три вида восприятия играют важную роль в производственной деятельности.

Выделяют особый вид восприятия - социальную перцепцию. Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей и т. д.). Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную. Механизмы социальной перцепции:

1) эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний;

2) аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений;

3) механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом.

6. Психология личности. Периодизация развития личности.
7. Понятия социализации, десоциализация и ресоциализация.

Социализация (лат. socialis - общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, черт, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определённых ролей в практической деятельности.

Различают следующие формы социализации:
Направленная социализация – представляет собой спланированную и организованную форму социализации.
Ненаправленная социализация представляет собой стихийно складывающуюся социализацию, имеющую  везде, где есть формальные и неформальные отношения в рамках непосредственного контакта между людьми.

Различают также социализацию первичная и вторичная.
Первичная осуществляется в рамках малой социальной группы, близкого окружения (семья, ровесники).
Вторичная социализация осуществляется на более позднем этапе жизни человека и, как правило, в рамках формальных социальных институтов.

► Если десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей (уход в монастырь, революционная деятельность), то этот процесс не ведет к нравственной деградации личности, но чаще всего десоциализация бывает вынужденной, ее причиной является резкое и неблагоприятное изменение социальных условий — потеря работы, личная драма и т. д. Неспособность личности выдержать давление социальных обстоятельств толкает ее к иллюзорному уходу от реальности — алкоголизму, наркомании, бродяжничеству. Попрошайки, алкоголики, бомжи — все это продукт десоциализации.

► Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений. В ресоциализации преобладает самостоятельный анализ и оценка внешних социальных условий, событий, а также самовоспитание и другие формы самодетерминации. Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией. Например, говорят о ресоциализации преступников (т.е. о их возвращении в нормальную жизнь).

8. Девиантное поведение личности и группы.

Девиантное поведение (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. Личность при этом утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.

Причины, по которым человек выбирает для себя девиантное поведение, весьма разнообразны. Эти причины иногда настолько подчиняют себе личность, что она теряет волю, способность здраво мыслить, самостоятельно принимать решения. Девиантное поведение всегда характеризуется чрезмерной обидчивостью, ранимостью, повышенной агрессивностью и непримиримостью. Такой человек требует, чтобы его желания немедленно удовлетворялись и неважно, какой ценой. Любые типы девиантного поведения чрезвычайно разрушительны, они делают человека крайне восприимчивым и несчастным. Личность постепенно начинает деградировать, утрачивая социальные навыки, теряя привычные ценности и даже свои собственные позитивные качества характера. Итак, каковы же причины формирования девиантного поведения?

Неблагополучная среда. На личность оказывает большое воздействие та среда, в которой она находится. Если человека поместить в такое окружение, где постоянно его будут унижать и упрекать, то постепенно он начнет деградировать. Очень многие просто замыкаются в себе и перестают доверять окружающим. Неблагополучная среда заставляет личность испытывать негативные чувства, а потом выстраивать против них защитные реакции. Девиантное поведение является следствием жестокого и несправедливого обращения. Никогда благополучный и счастливый человек не станет причинять боль окружающим, пытаться что-то доказывать любой ценой. Сущность девиантного поведения состоит в том, что оно постепенно разрушает человека, обнаруживая старые обиды и невысказанные претензии к миру.
Причина, по которой происходит формирование девиантного поведения, всегда указывает на то, что в жизни необходимо менять. Особенности девиантного поведения таковы, что оно проявляется не вдруг, не сразу, а постепенно. Человек, затаивая в себе агрессию, становится все менее управляемым и гармоничным. Очень важно поменять среду, если имеются попытки изменить девиантное поведение на конструктивное.

Ошибки воспитания. Есть и другая причина формирования девиантного поведения. Если в детстве ребенка постоянно ругать за что-либо, то проявления саморазочарования не заставят себя долго ждать. Отсюда происходят неуверенность в себе, повышенная чувствительность к критике, эмоциональная и психическая неустойчивость. Постоянная критика может в итоге привести к любым формам и типам девиантного поведения. Все типы девиантного поведения независимо от формы выражения сводят на нет любые усилия стать лучше и утвердиться в какой бы то ни было сфере жизни: личной жизни, профессии, творчестве. Просто человек в определенный момент перестает верить в себя и свои возможности. Он не разбирается в причинах своего состояния, а ищет подтверждения негативных проявлений вовне.Диагностика девиантного поведения – достаточно сложный и трудоемкий процесс, который должен проводиться специалистами.

9. Понятие коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.
10. Стили общения. Барьеры в коммуникации.

Эффективность межличностных коммуникаций в значительной мере определяется коммуникационным стилем .
Коммуникационный стиль – это способ взаимодействия индивида с другими людьми. Характеристиками коммуникационного стиля являются открытость индивида по отношению к другим членам организации и адекватность обратной связи (насколько часто и открыто индивид высказывает свою оценку действий коллег).
Сочетание этих характеристик формирует следующие типы коммуникационного стиля:
► при низкой оценке обеих характеристик стиль может быть определен как “замыкание в себе”;
стиль “открытие себя” характеризуется высокой открытостью и низкой степенью адекватности обратной связи;
стилю “реализация себя” соответствуют высокие оценки обеих характеристик, поэтому он наиболее предпочтителен в общении, хотя также имеет ограничения;
стиль “защита себя” предполагает, что индивид часто и охотно высказывает другим свое мнение о них и их действиях, поведении, однако сам остается достаточно закрытым;
компромиссный стиль наблюдается, когда индивид проявляет открытость лишь в том случае и в той мере, в какой это делают другие члены организации.

Существует ряд факторов, снижающих эффективность обмена информацией в организации. Такие факторы получили название коммуникационных барьеров.
Различают два вида коммуникационных барьеров: межличностные и организационные.

К межличностным барьерам относятся: барьеры восприятия; семантические барьеры; невербальные барьеры; барьеры, возникающие при плохом слушании; барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.
► Барьеры восприятия возникает потому, что люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с избирательностью внимания, памяти и связанным с этим искажением воспринимаемой информации.
► Семантические барьеры возникают при вербальной форме общения (устной и письменной речи.
► Невербальные барьеры возникают вследствие неоднозначности языка невербального общения (это общение с помощью жестов, интонации, мимики, поз, движений).

Организационные барьеры коммуникаций связаны с неэффективной структурой управления, неправильным осуществлением функций менеджмента, ошибками в распределении должностных обязанностей и полномочий. К такого рода барьерам относятся:
► искажение сообщений при передаче нисходящей и восходящей информации;
► громоздкая многоуровневая организационная структура управления (эффект испорченного телефона: чем больше иерархических уровней, тем больше искажающих "фильтров", роль которых играют как менеджеры разных уровней, так и подчиненные;
► информационные перегрузки, которые не позволяют руководителям своевременно и адекватно реагировать на поступающую информацию;
► отсутствие связей между подразделениями, которые не либо не предусмотрены в организационной структуре, либо не работают;
► отсутствие точно сформулированных конкретных целей;
► неточно определенный круг обязанностей;
► длинная цепочка команд;
► неоправданно широкая сфера контроля;
► отсутствие необходимого документооборота.

11. Основные понятия в деловом общении.

Понятие делового общения неразрывно связано с взаимодействием в сфере сотрудничества. Деловое общение, его виды и формы выступают своеобразным звеном, на котором и строится любое деловое взаимодействие между людьми. Деловое общение в той или иной степени предполагает целенаправленное взаимодействие в рамках коллективной работы с целью получения определенного результата. Традиционно принято выделять несколько видов делового общения:

Деловая переписка. Такие виды делового общения считаются заочными, потому что необходимые сведения для оппонента доносятся в письменном виде без личной встречи. Необходимо, чтобы оно было правильно оформлено, отослано в строго актуальный срок, информация должна быть изложена конкретно и кратко, ничего лишнего. Ведя деловую переписку, собеседники могут уже сделать некоторые выводы друг о друге.

Деловая беседа. Наиболее распространенной формой делового общения является именно она. В каждой компании руководителем обязательно проводятся беседы. Их содержание должно благоприятно сказываться на коллективе и развитии бизнеса. При таком разговоре начальник и его подчиненный могут решить определенные рабочие моменты, задачи, результаты деятельности компании и многое другое.

Деловое совещание. Для лучшей результативности в компании проводят совещания. Они созданы для того, чтобы решать вопросы, которые не терпят отлагательств и позволяют достичь наиболее эффективного взаимодействия между работниками или партнерами. Не всегда совещание проводится с начальником и его подчиненными, собраться обсудить важные проблемы могут исключительно и руководители.

Публичное выступление. Применение этой формы делового общения необходимо для того, чтобы донести какие-либо сведения, обладающие ознакомительным и презентационным характером, до слушателей. Выступающий человек должен обязательно разбираться в знаниях относительно предмета своего выступления. Деловая речь выступающего руководителя должна быть грамотной, для красоты может содержать в себе выразительные языковые средства, сам человек должен быть уверенным в себе, а текст четким и логичным.

Дискуссия. Нередко возникает в ходе делового общения как следствие столкновения разных точек зрения. Культура делового общения не позволяет свободно и открыто выражать свои позиции, если они противоречат общественной морали, но с помощью дискуссии можно иногда и поспорить в рамках принятых норм. Дискуссия обнаруживает различные взгляды на одну и ту же проблему и нередко может охватить предмет спора с противоположных сторон

Деловые переговоры. Рассматривая разновидности делового общения, нельзя обойти стороной эту форму коммуникации. Ведь она считается неотъемлемой частью взаимодействия в бизнесе. Благодаря переговорам можно в короткие сроки разрешить любые проблемы, установить задачи и цели развития бизнеса, принять во внимание мнения собеседников и сделать верные выводы. Обычно они проводятся между руководителями разных предприятий и направлены на то, чтобы продемонстрировать свою позицию и в результате достичь решения, которое бы удовлетворяло интересы всех партнеров.

Деловое общение представляет собой слаженную систему взаимодействия целых групп людей друг с другом. Традиционно принято выделять несколько основных функций делового общения. Все они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи друг с другом, потому что сам процесс делового общения — это единый механизм.
Информационно – коммуникативная функция заключается в том, что все участники беседы или переговоров обмениваются друг с другом необходимой информацией. Чтобы каждому из присутствующих постоянно следить за ходом разговора и «не выпадать» из темы, требуется большая концентрация внимания и заинтересованность. Если тема сравнительно захватывающая, представляющая научную или художественную ценность, то и восприниматься слушателями будет гораздо легче. В случае «тяжелых» тем, к тому же, плохо проработанных докладчиком, качество материала не соответствует нужному уровню.

Интерактивная функция состоит в необходимости правильно спланировать очередность действий между участниками делового общения. Обмен впечатлениями относительно решенных деловых задач заставляет сотрудников одного предприятия, так или иначе, оценивать действия друг друга. Когда один служащий обращает внимание на выступление своего коллеги, то он уже в какой – то степени способен корректировать и контролировать собственное поведение.

Перцептивная функция выражает себя через восприятие одного собеседника другим в ходе делового общения. Когда мы наблюдаем за деятельностью коллег, то в результате учимся не только запоминать нужную нам информацию, но и анализировать ее, сопоставлять с индивидуальными представлениями и знаниями о жизни. Перцепция необходима каждому человеку для полноценного развития личности, осознания своей индивидуальности, выстраивания представлений о предметах и явлениях.


12. Конфликтное общение. Структурные элементы конфликта.

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).

Для выяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки, сформулировать условия его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым условием для возникновения конфликта.
Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесение взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними. Любой конфликт можно рассматривать в статике (как систему взаимосвязанных структурных элементов) и в динамике (как процесс).

Основными структурными элементами конфликта являются:
► стороны конфликта;
► предмет конфликта;
► образ конфликтной ситуации;
► мотивы конфликта;
► позиции сторон-конфликта.

Сторонами конфликта считают субъекты социального взаимодействия, интересы которых нарушены непосредственно, или субъекты, которые явно (неявно) поддерживают конфликтеров.
Предмет конфликта - объективно имеющаяся или кажущаяся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости). Это именно та противоречивость, которая является причиной возникновения конфликта. Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта.

Пример. Распределение любого ресурса (льгот). Если разработаны такие правила этого распределения, с которыми согласны все участники, то не возникнет ни проблемы, ни самого конфликта. Если правил нет, или с ними не согласен хотя бы один из участников, то возникает проблема, как именно распределять. Если эту проблему не решено, разворачивается конфликт, предметом которого является отсутствие правил взаимоотношений во время распределения.

Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.
Позиции сторон конфликта - это то, о чем заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

0

3

Вопросы по подготовке к экзамену! http://s5.uploads.ru/saf97.jpg

0

4

13. Способы разрешения конфликтов. Методы профилактики конфликтов.

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.
Выделяют пять основных способов ( К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход (избегание), приспособление.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения.
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.
Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.
Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях.

Методы профилактики конфликтов: Важнейшими из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, являются следующие:
Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на привлечение потенциальных конфликтующих в общее дело, в процессе осуществления которого у возможных противников появляется поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно решать имеющиеся проблемы.
Метод доброжелательности, симпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию к другим людям, к пониманию их внутреннего состояния предполагает выражение необходимого соболезнования товарищу по работе, готовность оказать ему практическую поддержку.
Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству. В случае возникновения любых разногласий, которые могут спровоцировать конфликт, важнейшим методом предотвращения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражения должного уважения к его личности.
Метод взаимного дополнения предполагает направленность на такие способности партнера, которыми не обладаем мы сами.
Метод недопущения дискриминации людей требует избегания подчеркивания преимущества одного партнера над другим, а еще лучше и каких-либо различий между ними.
Метод психологического подъема предполагает, что настроение людей, их чувства поддаются регулированию, требуют определенной поддержки.

14. Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста.

Среди различных групп населения в современной России остро нуждающихся наряду с материально – экономической поддержкой в социально – психологической помощи, выделяются, пожилые люди и инвалиды (лица с ОВЗ - ограниченными возможностями здоровья). Это наиболее социально уязвимые, слабозащищенные слои населения.

Категории нормы и патологии, здоровья и болезни выступают основными векторами, задающими систему восприятия и критерии оценки состояния человека в клинической психологии. Категория нормы используется в качестве базового критерия сравнения текущего (актуального) и постоянного (обычного) состояния людей. С понятием нормы в нашем сознании тесно связано состояние здоровья. Отклонение же от нормы рассматривается как патология и болезнь.
Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.
В определении болезни существуют две точки зрения:
► болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом;
► болезнь есть субъективное ощущение себя больным.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит жить и расти. С раннего детства дети с отклонениями в развитии сталкиваются с оценкой их внешности другими людьми. В результате у детей-инвалидов формируются замкнутость, избегание широкого круга общения, замыкание «в четырех стенах», маскированная (скрытая) депрессия. Часто формируется комплекс неполноценности.
По мере взросления дети с ограниченными возможностями начинают осознавать, что уровень их жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. При этом у них формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний. Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Наиболее тяжело переживают инвалидность лица, внезапно потерявшие слух, зрение и воспринимающие ее как крах всей оставшейся жизни. Дальнейшее характерологическое развитие личности может происходить с поэтапной сменой неврозов, пограничных состояний, психозов. Это особенно выражено у детей-инвалидов с неправильным воспитанием и выявляется при описании ими модели своего будущего.

Старость — это в первую очередь биологический феномен, который сопровождается серьезными психологическими изменениями. Современные биомедицинские исследования доказали, что старение представляет собой биологический процесс, присущий живым существам, возникающий не в результате истощения энергетического потенциала организма, как считалось ранее, но как логический этап реализации программы его роста и развития.

Старики реже обращаются к врачам, чем люди среднего возраста, относя свои болезни к возрастным особенностям. Но это лишь напускное безразличие, в глубине души старики всегда обеспокоены возникающими недомоганиями, расценивая их как признаки приближающейся смерти
Образ жизни в старости построен на привычках, повторяющихся действиях, которые дают старикам ощущение стабильности, некоторую онтологическую гарантию. Старики страшатся любых изменений, так как они не уверены, что смогут адаптироваться к новым условиям, и видят в них «только разрыв с прошлым, а не устремленность в будущее»

И.Кон приводит классификацию типов старости, в зависимости от характера деятельности, которой она заполнена.
► Первый тип - активная, творческая старость. Люди расставались с профессиональным трудом и продолжали участвовать в общественной жизни, живут полнокровной жизнью, не ощущая какой либо ущербности.
► Второй тип старости также отличается хорошей социальной и психологической приспособленностью, но энергия этих людей направлена главным образом на устройство собственной жизни - материальное благополучие, отдых, развлечение и самообразование, на что раньше не доставало времени.
► Третий тип, в котором преобладают женщины, находит главное приложение силы в семье. Им некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у представителей первых двух типов.
► Четвертый тип - люди, смыслом жизни для которых стала забота о здоровье, которая стимулирует достаточно разнообразные формы активности и дает определенное моральное удовлетворение. Однако эти люди склонны преувеличивать значение своих действительных и мнимых болезней.

Все эти 4 типа старости И.Кон считает психологически благополучными, но замечает, что есть и отрицательные дезадаптационные типы развития. К таковым могут быть отнесены агрессивные старые ворчуны, разочарование в себе и собственной жизни, одинокие и грустные неудачники.

Приятие собственного старения есть результат активной творческой работы по переосмыслению жизненных установок и позиций, переоценке жизненных ценностей.
Именно этот возраст и есть то время, когда утверждается мысль завершить жизненную программу каким-то обобщением, подведением итогов. Положительная оценка предусматривает установление приемлемых рамок и объема повседневной новой деятельности, а удовлетворение жизнью связано с положительным отношением к собственному старению как времени, когда возможно, в силу внутренних потребностей, переосмыслить свою прошлую жизнь с учетом того, что нового в ней, по старым меркам, уже ничего не будет.

15. Условия расширения восприятия в социальной работе.

Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способностей к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей.

Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в социальной помощи (инвалиды, пенсионеры, дети, мигранты и др.).

Субъект социальной работы - социальные работники, занимающиеся этим видом деятельности профессионально или на общественных началах. Основной целью социальной работы, на наш взгляд, является увеличение степени самостоятельности клиента, формирование у него навыков и умений самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие проблемы.

Каждый специалист по социальной работе одновременно является социальным менеджером, организуя людей, объединения и учреждения, перестраивая те или иные социальные связи. Масштаб этой деятельности может быть различным: от содействия в трансформации структуры личности клиента до управления цельной социальной сферой. Характер управления в области реализации технологий социальной работы также представляет собой разнообразное поле деятельности, которое осуществляется с несколькими уровнями подсистем. Можно упомянуть самым кратким образом, что это, как минимум подсистема социальной службы (управление и/или взаимодействие с кадрами учреждений социальной сферы) и подсистема клиентского уровня (индивид, групп или община).

По роду своей деятельности социальные работники постоянно сталкиваются с явлениями, которые в совокупности можно обозначить как «социальная патология». Официальное назначение социальной работы - искоренять эту патологию, оздоровлять общество. Само соотношение «норма» и отклонение от нее выступают как в высшей степени проблематичное. Живая реальность подталкивает социальных работников к пересмотру сложившихся стереотипов мышления, традиционных представлений и оценок. Необходимо помнить, что социальный работник имеет дело с конкретными людьми.

В настоящее время в социальной работе широкое распространение получает такой вид работы, как организация групп самопомощи. Социальный работник выступает при этом в роли фасилитатора т.е. действует как можно менее директивно. Он также берет на себя роль посредника, помогая привлекать имеющийся в социуме материальные и человеческие ресурсы. Кроме того, он частот выполняет функцию защитника интересов клиентов, выступая от имени слабых и обездоленных, вызывая к гуманности и справедливости.

При этом важно заметить, что в процессе аксикреции социальному работнику нельзя полностью идентифицироваться с группой. Его профессиональный долг - сохранять возможный контроль над ситуацией, если она приобретает деструктивную направленность.
Деятельность социального работника сориентирована на работу со всеми категориями населения. Он призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, создать условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. При этом стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников, волонтеров, общественности, разных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церквей, коммерческих структур, предприятий и организаций.

16. Виды социальной защиты

Выделяют два основных вида социальной защиты:
Первый вид – социальное обеспечение (прямая форма). Социальное обеспечение можно определить как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

По источникам финансирования выделяется:
· социальное страхование;
· социальная обслуживание.
В настоящее время развиваются два вида социального страхования — государственное и негосударственное (обязательное и добровольное), — направленных на обеспечение социальных гарантий по защите граждан от социальных и профессиональных рисков.

К государственному социальному страхованию относятся:
- пенсионное обеспечение и пенсионное страхование,
- обязательное медицинское страхование,
- выплата пособий по государственному социальному страхованию в случае безработицы.

Второй вид – социальная поддержка (косвенная форма). Относят:
· система социальных гарантий;
· социальные льготы.

Социальная поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания, приюта, крова, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

17. Классификация типологии трудных жизненных ситуаций.

Трудная жизненная ситуация – объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, и его неспособность к её преодолению самостоятельно. Человек находится в состоянии актуально или потенциальной угрозы удовлетворению своих основных потребностей или жизни в целом.

Становиться неспособным приспособиться к окружающим условиям на основе ранее приобретенного жизненного опыта. В самой сильной ситуации меньше всего вариаций поведения, а в самой слабой – максимальное число вариаций индивидуальных различий поведения.

Первый уровень – обыденная жизнь
Второй уровень – небольшие затруднения, меньше вариантов для выбора.
Третий уровень – стресс, привычные способы действия не дают положительных результатов
Четвертый уровень – застревает, повторяя непродуктивные паттерны поведения
Пятый уровень – ситуация выживания, выдержать непосильную нагрузку. Кажется, что у него нет никаких выборов.

К критическим ситуациям относятся:

1. Стресс, понимаемый как уровень функционирования организма человека, свидетельствующий о напряжении витальных (жизненных) потребностей, удовлетворяемых регулярно, без длительных отсрочек;

2. Дистресс – критическая ситуация, выражаемая в неудовлетворении необходимых потребностей (мотивов) в результате наличия помех, препятствий, причем трудность достижения желаемого преодолима;

3. Фрустрация – критическая ситуация, выражаемая в неудовлетворении предметно направленной потребности (мотива) в результате столкновения с определенным барьером, где трудность реализации мотива деятельности становится непреодолимой, то есть переходит в ситуацию невозможности.

4. Кризис является ситуацией переживания невозможности реализации жизненного замысла, которая возникает в поворотных пунктах жизненного пути личности и завершается либо сохранением прежнего жизненного замысла, либо перерождением личности, принятием новой жизненной стратегии, новых ценностей.

Понятие кризиса относится к внутреннему миру личности. Какими бы жизненными событиями ни вызывался кризис он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается эмоциональными переживаниями. Кризис требует переосмысления своей жизни, целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни. Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения.

18. Организационно-правовые формы социальной защиты.

Важнейшими организационно-правовыми формами социальной защиты населения сегодня являются:
1) пенсионное обеспечение;
2) обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения;
3) государственное социальное страхование;
4) социальное обслуживание.

Одной из организационно-правовых форм социальной защиты является государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Отличительные особенности непосредственного государственного обеспечения проявляются в финансировании расходов за счет государственного бюджета и установлении категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения. Речь идет о пенсионном обеспечении, обеспечении социальными пособиями, льготами и компенсациями особо нуждающихся граждан.

Второй организационно-правовой формой социальной защиты населения является социальное страхование, которое используется в большинстве стран с рыночной экономикой. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования. нетрудоспособности, профессиональных заболеваний, утрата трудоспособности из-за несчастною случая, риск безработицы и т.д.) и мало зависят от возможностей людей.
в
Государственное социальное страхование - это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспе­чения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности членов семей работников (при потере кормильца), а также охраны здоровья работающих и членов их семей.

Третья организационно-правовая форма социальной защиты населения (социальная помощь) активно используется в странах с рыночной экономикой. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если у них нет дополнительных источников дохода.

19. Профессиональные требования к лицам, задействованным в социальной сфере.

Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется следующими должностными обязанностями:
► выявляет на предприятиях, в микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы, учебы и т.д., оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту;
► содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению;
► оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;
► проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением.   

Так, к числу обязательных качеств и умений социального работника отнесены:
► эмпатийность;
► психологическая компетентность;
► деликатность и тактичность;
► человечность и гуманность, милосердие;
► организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;
► высокая духовная культура и нравственность;
► социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
► умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
► направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
► учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
► стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
► честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.

20. Социализация и адаптация инвалида.

Проблема социальной адаптации инвалидов – одна из важнейших сторон общей интеграционной проблемы. Сущность проблемы социальной адаптации инвалидов определена экономическими, правовыми, производственными, психологическими и коммуникативными особенностями взаимодействия с окружающей средой.
Наиболее серьезные аспекты проблемы связаны с появлением многочисленных барьеров, не позволяющих активно включиться в жизнь общества.

Все потребности инвалидов можно условно обозначить как: общие – характерные для всех граждан и особые, заключающиеся в восстановлении нарушенных способностей, общении, передвижении, в восстановлении доступа к культурным объектам, объектам социально-бытовой и др. сфер, в возможности обучаться, трудоустроиться, иметь комфортные бытовые условия, получать социально-психологическую адаптацию и т.д.

Социальная адаптация инвалидов предполагает решение следующих задач:
► получение инвалидами равных возможностей с остальными членами общества;
► охрана интересов и защита прав инвалидов;
► интеграция в социальную среду;
► информирование общества о выполнении мер социальной защиты инвалидов и их положении;
► формирование позитивного общественного мнения.

Социальная адаптация детей-инвалидов из-за ограничений приспособительных возможностей дети-инвалиды являются наиболее проблемной группой с точки зрения социальной адаптации. К основным причинам сложной адаптации детей-инвалидов относятся:
► недостаток физического и психического здоровья,
► неблагоприятная материально-экономическая ситуация,
► ограниченность социального опыта.

Так как численность детей-инвалидов по всему миру неуклонно растет, необходимы эффективные меры по их адаптации к жизни в обществе. Проблема социальной адаптации детей-инвалидов имеет социальное, политическое, экономическое, морально-этическое значение. Необходимо предоставить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья участвовать в жизни социума в соответствии с их возрастом. Социальная адаптация детей-инвалидов имеет свои специфические особенности, которые должны решаться на государственном уровне с использованием новейших разработок медиков, педагогов и психологов. Успешная социальная адаптация позволяет детям-инвалидам более быстро приспособиться к полноценной жизни, восстановить их социальную значимость, повысить гуманные тенденции в обществе.

21. Современные взгляды на социальную работу с инвалидами.
22. Социализация лиц третьего возраста.

Зрелый возраст – понятие собирательное, охватывающее несколько периодов жизни человека. Зрелый возраст совпадает с наивысшим уровнем развития интеллектуальных, духовных, физических способностей. Это время, когда человек научился реализовывать свои замыслы, перешел от самоопределения к самореализации. Значительным фактором для переосмысления сложившегося опыта выступает стремление приблизиться к самому себе, более соответствовать собственной изначальной внутренней природе. Основными сферами самореализации личности являются сфера семейно-бытовых отношений, общения, сексуальных отношений, профессиональная сфера, сфера воспитания детей, общения, самосовершенствования и саморазвития. Социализация во взрослом возрасте – это саморазвитие через выбор: каким быть, кем, с кем и т.д. Присутствует как свобода выбора активности в конкретных ситуациях, так и выбор собственного здоровья, психологического облика, образа жизни в целом.

Существует такое понятие «третий возраст» — это период активной жизни, который начинается с выходом на пенсию. В последнее время в развитых странах стали описывать еще и «четвертый возраст» — возраст не столь активной старости.

Как отмечает директор Российского геронтологического научно-клинического центра, академик РАМН Владимир Шабалин, обычно людей пугает не сама старость, а немощность. Но если человек не испытывает такого состояния, то и в пожилом возрасте находятся свои плюсы: «Пожилой человек получает свободное время, независимость, возможность заниматься творчеством. Гете говорил, что старость — это золотая жатва. Микеланджело работал в 90 лет. Лев Толстой, Репин, Айвазовский — они все долгожители. Главное тут иметь постоянную нагрузку. Ведь, когда спортсмены уходят из спорта, нагрузка прекращается и мышцы сразу же дряблеют. Также и мозг, если ему не давать нагрузку, человек деградирует».

Социологическим критерием разграничения молодежного и зрелого возраста является социальная, экономическая и политическая самостоятельность. К критериям взрослости относятся: ► способность обеспечить себя средствами существования;
► свободно и независимо от других распоряжаться деньгами;
► проживать отдельно от родителей;
► проявлять самостоятельность в выборе образа жизни;
► способность нести ответственность перед законом.

С точки зрения социализации, значительным критерием взрослости является возможность вступления в брак. Семья – единственный агент социализации, который оказывает влияние на формирование личности на протяжении всей жизни.

В онтогенезе зрелость занимает самый длительный период. Каждая стадия зрелого возраста характеризуется своими особенностями:
Ранняя зрелость. Наблюдается стабилизация качеств личности, развиты коммуникативные способности, проявляются творческие способности, устанавливаются близкие отношения с другим лицом, выстраивается собственный образ жизни, проходит первая переоценка жизненного пути.
Средняя зрелость. Характеризуется поиском ответов на главные вопросы о смысле жизни, происходит переоценка притязаний, целей. Человек анализирует окружение, и окружающую действительность; наблюдается стремление к творческой и профессиональной самореализации, поиску новых ценностей. Появляется страх снижения работоспособности. Наблюдается кризис середины жизни.
Поздняя зрелость. Может проявляться двояко: индивид продолжает плодотворно работать, проявляя свои возможности и способности или у человека возникает чувство опустошения и ненужности, что приводит к торможению развития и становления. Возможна чрезмерная забота о себе.

23. Формирование имиджа юриста социальной сферы.

Имидж социальной организации - ее образ, сложившийся в массовом сознании, в глазах партнеров, конкурентов, клиентов, обывателей. Представление о фирме формируется не только рекламой ее товаров, но и названием, символикой, девизом, общественными ценностями, которые фирма поддерживает, интерьером офиса, впечатлениями об отношениях сотрудников.

Простой путь заимствования западных моделей формирования имиджа не может привести к успеху на российском рынке. Слишком велики кросс-культурные различия и специфичен менталитет россиян. Так, совершенно абсурдно западному банку рекламировать свою порядочность и честность, это целиком входит в понятие «банк». По данным одного из исследований, изучавшего отношение жителей Москвы и Центра России к деятельности банков, 34,5% опрошенных при рекламе банков ожидают уверений в честности, а 30% - в уважении к клиенту.

Вопрос об имидже социальной организации имеет чрезвычайное значение для установления и поддержания деловых отношений. Так, в Японии во время первой деловой встречи с представителями фирм «принято обмениваться письменными материалами о своих фирмах. Такие материалы должны включать информацию о следующих вопросах: профиль вашей фирмы, основные данные о ней (точное название, адрес, фамилии и должности главных должностных лиц, ассортимент выпускаемой продукции, основные виды развития компании), биография главы вашей фирмы, текстовые и графические материалы, которые бы давали представление о предлагаемых вашей фирмой на японский рынок продукции, технологиях и услугах...

Развитие способности передавать имидж социальной организации, которую вы представляете:
- передачу нужных характеристик личности через средства массовой информации путем отбора и усиления уже имеющихся;
- обогащение личности в нужном направлении, в ряде случаев раскрепощение ее;
- обучение личности владению языком тела, языком общения с аудиторией;
- обучение личности профессиональному общению.

С социально-психологической точки зрения это означает, что нужно сформировать:
коммуникативную компетентность, т. е. способность ориентироваться в любых ситуациях; владеть вербальными и невербальными средствами; входить, поддерживать и выходить из психологического контакта; уметь публично выступать, вести деловую переписку и т. д.;
перцептивную компетентность, т. е. проницательность - способность точно изучать людей, составлять психологические портреты;
интерактивную компетентность, т.е. способность влиять.

24. Регулирование поведения человека в трудной жизненной ситуации.

Жизнь человека представляет собой череду всевозможных ситуаций, многие из которых в силу их повторяемости и похожести становятся привычными. В них человек действует во многом на уровне автоматизмов. В таких ситуациях расход психических и физических сил сведен к минимуму.

Иное дело трудные ситуации. В силу своей трудности они требуют мобилизации психических и физических ресурсов.
Человек, находящийся в трудной ситуации, получает информацию о разных ее элементах:
► о внешних условиях;
► о своих внутренних состояниях;
► о результатах своих собственных действий.
Обработка этой информации осуществляется посредством познавательных и эмоциональных процессов. Результаты обработки этой информации влияют на поведение личности в трудной ситуации. По мнению В. Мерлина, когда человек стремится удовлетворить какой-либо мотив, он нередко сталкивается с противодействием. В результате различных внешних и внутренних противодействий возникает трудная ситуация и как следствие, психическая напряженность.

В структуре психической напряженности выделяют:
► побудительно-регуляционный (мотивационный, эмоциональный и волевой);
► исполнительно-регуляционный (познавательный и моторный) компоненты.

В зависимости от влияния напряженности на психические функции выделяют следующие ее формы (М. Дьяченко):
► перцептивную (возникающую при затруднениях в восприятии);
► интеллектуальную (когда человек затрудняется решить задачу);
► эмоциональную (когда возникают эмоции, дезорганизующие поведение и деятельность);
► волевую (когда человек не может управлять собой);
► мотивационную (связанную с борьбой мотивов).

Для психической напряженности свойственны повышенный уровень активации и значительные траты нервно-психической энергии. Исследования показывают, что в наибольшей степени ухудшающее воздействие напряженности сказывается на интеллектуальных и вербальных психических функциях личности (Б. Шведин). Среди отсроченных влияний психической напряженности выделяют возникновение продолжительных отрицательных сдвигов в настроении, повышение утомляемости, развитие фрустрации, переориентацию мотива участия во взаимодействии (деятельности). Уровень психической напряженности у различных людей может быть различным. Это в основном связано с психологической устойчивостью человека. Устойчивые и неустойчивые люди ведут себя в трудных ситуациях по-разному.

25. Сочетание этических принципов юриста и практики социальной работы.

Социальный работник, приступая к работе, вне зависимости от уровня его деятельности, должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту (клиентуре) и обществу. Выполняя свой профессиональный долг, он выступает от имени общества, возложившего на него обязанности по решению определенных задач — в общем случае эта задача может быть выражена формулировкой «стабилизация и гармонизация отношений в обществе».

Стабильность же в обществе, в свою очередь, наступает при отсутствии в нем очагов социальной напряженности, каковыми являются ущемленные в своих законных интересах слои, группы населения и отдельные индивиды. Делегируя от своего имени социального работника для оказания помощи в решении проблем социально уязвимых слоев и групп населения и наделяя его соответствующими необходимыми и достаточными полномочиями, общество добивается таким образом гармонизации и гуманизации отношений как между социальными группами, так и внутри них, что дает определенную гарантию поступательного развития.

В то же время для конкретного клиента на первый план выходят, конечно, не проблемы общества в целом и не общественные отношения, а его собственные проблемы и необходимость их решения, и главную задачу социального работника он видит именно в оказании им от имени государства и общества помощи в решении своих проблем, причем значимость решения этих проблем является объективно-субъективной.

Социальный работник, как специалист, должен в первую очередь помочь клиенту определить приоритеты решаемых проблем, помочь ему разобраться в разумной обоснованности возникающих потребностей и оказать помощь в удовлетворении потребностей именно такого характера, а также принять меры для вовлечения клиента в деятельность для оказания самопомощи.

Система социальной защиты от лица государства определяет приоритеты и гарантирует клиенту удовлетворение основных жизненно важных потребностей. Разрабатывая вместе с клиентом план совместных действий, социальный работник, вооруженный знанием не только сущности проблемы клиента и его потребностей, но и возможностей системы социальной защиты для ее решения, количества и качества средств, потребных для решения проблемы, несет ответственность за последствия принимаемого решения.

Конфиденциальность — один из ведущих принципов сотрудничества социального работника и клиента. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, является конфиденциальной информацией, и клиент должен быть поставлен об этом в известность. Сведения о клиенте социальный работник может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблем клиента. Например, практически всегда социальный работник ставит в известность свое руководство обо всех значимых обстоятельствах дела клиента — это является необходимым для оказания наиболее адекватной обстоятельствам и эффективной помощи и основанием для привлечения к решению проблемы других подразделений социальной службы и даже сторонних организаций. Но социальный работник обязан при этом поставить в известность клиента о том, что информация будет передана работникам социальной службы.

0


Вы здесь » universe of self-creation » Психология социально-правовой деятельности » Полезные материалы ПСПД