universe of self-creation

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » universe of self-creation » Психология социально-правовой деятельности » Полезные материалы ПСПД


Полезные материалы ПСПД

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В этой теме, предлагаю выкладывать материалы, которые отражают психологию ( факты-явления, закономерности и механизмы) социально-правовой деятельности. Упражнения и уроки, которые помогут сформировать навыки эффективной деятельности в этой отрасли.

http://s5.uploads.ru/LWvUs.jpg

0

2

http://s3.uploads.ru/GYkP7.png
Перечень вопросов по психологии социально-правовой деятельности, выносимых на квалификационный экзамен:

1. Психология как наука. Предмет, задачи психологии.

Психология — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. Объединяет в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Задачи психологии:
► научиться понимать сущность психических явлений;
► научиться управлять ими;
► использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;
► быть теоретической основой практики психологической службы.

2. Основные методы психологических исследований.
3. Особенности психических процессов человека.
4. Эмоции человека. Регулирование в эмоциональной сфере.
5. Место ощущений и восприятия в ряду психических процессов.
6. Психологии личности. Периодизация развития личности.
7. Понятия социализации, десоциализация и ресоциализация.
8. Девиантное поведение личности и группы.
9. Понятие коммуникация. Вербальные и невербальные средства общения.
10. Стили общения. Барьеры в коммуникации.
11. Основные понятия в деловом общении.
12. Конфликтное общение. Структурные элементы конфликта.
13. Способы разрешения конфликтов. Методы профилактики конфликтов.

Стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента во время решения конфликта.
Выделяют пять основных способов ( К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход (избегание), приспособление.

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения.
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками.
Приспособление или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.
Уход от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях.

Методы профилактики конфликтов: Важнейшими из социально-психологических методов, ориентированных на корректировку мыслей, чувств и настроений людей, являются следующие:
Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на привлечение потенциальных конфликтующих в общее дело, в процессе осуществления которого у возможных противников появляется поле общих интересов, они лучше узнают друг друга, привыкают сотрудничать, совместно решать имеющиеся проблемы.
Метод доброжелательности, симпатии, развития способности к сопереживанию и сочувствию к другим людям, к пониманию их внутреннего состояния предполагает выражение необходимого соболезнования товарищу по работе, готовность оказать ему практическую поддержку.
Метод сохранения репутации партнера, уважения к его достоинству. В случае возникновения любых разногласий, которые могут спровоцировать конфликт, важнейшим методом предотвращения негативного развития событий является признание достоинства партнера, выражения должного уважения к его личности.
Метод взаимного дополнения предполагает направленность на такие способности партнера, которыми не обладаем мы сами.
Метод недопущения дискриминации людей требует избегания подчеркивания преимущества одного партнера над другим, а еще лучше и каких-либо различий между ними.
Метод психологического подъема предполагает, что настроение людей, их чувства поддаются регулированию, требуют определенной поддержки.

14. Психологические особенности инвалидов и людей пожилого возраста.
15. Условия расширения восприятия в социальной работе.
16. Виды социальной защиты
17. Классификация типологии трудных жизненных ситуаций.

Трудная жизненная ситуация – объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, и его неспособность к её преодолению самостоятельно. Человек находится в состоянии актуально или потенциальной угрозы удовлетворению своих основных потребностей или жизни в целом.

Становиться неспособным приспособиться к окружающим условиям на основе ранее приобретенного жизненного опыта. В самой сильной ситуации меньше всего вариаций поведения, а в самой слабой – максимальное число вариаций индивидуальных различий поведения.

Первый уровень – обыденная жизнь
Второй уровень – небольшие затруднения, меньше вариантов для выбора.
Третий уровень – стресс, привычные способы действия не дают положительных результатов
Четвертый уровень – застревает, повторяя непродуктивные паттерны поведения
Пятый уровень – ситуация выживания, выдержать непосильную нагрузку. Кажется, что у него нет никаких выборов.

К критическим ситуациям относятся:

1. Стресс, понимаемый как уровень функционирования организма человека, свидетельствующий о напряжении витальных (жизненных) потребностей, удовлетворяемых регулярно, без длительных отсрочек;

2. Дистресс – критическая ситуация, выражаемая в неудовлетворении необходимых потребностей (мотивов) в результате наличия помех, препятствий, причем трудность достижения желаемого преодолима;

3. Фрустрация – критическая ситуация, выражаемая в неудовлетворении предметно направленной потребности (мотива) в результате столкновения с определенным барьером, где трудность реализации мотива деятельности становится непреодолимой, то есть переходит в ситуацию невозможности.

4. Кризис является ситуацией переживания невозможности реализации жизненного замысла, которая возникает в поворотных пунктах жизненного пути личности и завершается либо сохранением прежнего жизненного замысла, либо перерождением личности, принятием новой жизненной стратегии, новых ценностей.

Понятие кризиса относится к внутреннему миру личности. Какими бы жизненными событиями ни вызывался кризис он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается эмоциональными переживаниями. Кризис требует переосмысления своей жизни, целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни. Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения.

18. Организационно-правовые формы социальной защиты.
19. Профессиональные требования к лицам, задействованным в социальной сфере.
20. Социализация и адаптация инвалида.
21. Современные взгляды на социальную работу с инвалидами.
22. Социализация лиц третьего возраста.
23. Формирование имиджа юриста социальной сферы.
24. Регулирование поведения человека в трудной жизненной ситуации.
25. Сочетание этических принципов юриста и практики социальной работы.

0


Вы здесь » universe of self-creation » Психология социально-правовой деятельности » Полезные материалы ПСПД