Согласно Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., Россия провозгласила себя социальным государством.
Раздел первый, глава 1, статья 7 Конституции Российской Федерации
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Становление социального государства в европейских странах и России
Во второй половине XIX века в Кайзеровской Германии была сделана первая попытка осуществления ряда социальных реформ. В имперской конституции 1871 года присутствовала идея заботы государства о благе немецкого народа. Чуть позже Отто фон Бисмарк начал формирование законодательства по социальным вопросам. Социальные гарантии стали вводиться в дальнейшем в Великобритании, Швеции, Италии. Практика закрепления статуса социального государства конституциями разных стран получила широкое распространение. Государство становится социальным не только в результате принятия обществом определенных политических решений, а, в первую очередь, в результате достижения определенного уровня развития государственных и общественных институтов, экономического развития и целого ряда других объективных факторов. Социальное государство — это одна из ступеней развития государства и общества, вероятно, в современных условиях — высшая ступень.Опыт многих европейских социальных государств показывает, что они берут на себя заботу о социальной справедливости, благоденствии граждан, их социальной защите, развивают солидарность и заботу самого общества о социальном состоянии этого общества, всемерно, как базу для сильной социальной политики, развивают социальную рыночную экономику, повышают социальную ответственность бизнеса, т. е. социальные государства не полагаются на стихию рынка и не уходят из экономической и социальной жизни своей страны.
В конституциях большинства стран СНГ общественная сущность их государственности определена как социальное государство. При этом конституционные нормы о социальном государстве во многом лишь декларированы и их еще предстоит в полной мере реализовать на практике. Не менее важной задачей, которая стоит перед учеными стран СНГ, является разработка различных аспектов концепции социального государства, адекватной условиям этих стран.
Конституции стран СНГ провозглашают права человека и гражданина неотъемлемыми. Государство выступает гарантом прав человека, его партнером. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения.Социальное государство современной России находится на самом раннем этапе на всех уровнях: концептуальном, нормативном, практическом (реальном). Научная разработка его проблем фактически только начинается. Законодательная база узка и явно несовершенна. В п. 2 ст. 7 Конституции РФ перечислены лишь
некоторые из основных направлений деятельности государства в социальной сфере. Более конкретно эти и другие обязанности государства и формы их исполнения раскрыты в ст. 37–43 гл. 2 “Права и свободы человека и гражданина”. В то же время в Конституции РФ не отражены многие существенно важные положения, без которых принципы социального государства могут остаться лишь декларацией.Выработка и реализация именно российской модели социального государства являются оптимальным вариантом общественного развития нашей страны в современных условиях. Сегодня осуществляется формирование такой модели объединенными усилиями специалистов самых различных общественных наук, представителей политических партий, профсоюзных и других общественных организаций, всех ветвей государственной власти.
© Шарков Ф. И. Основы социального государства. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 314 с.
Социальное государство устанавливает приоритеты в решении важнейших социальноэкономических и политических проблем. Эти приоритеты определяются с учетом сложившейся исторической ситуации, необходимости преодоления значительных противоречий, разрешение которых способствует упорядочению взаимоотношений между государством и гражданским обществом.
В России традиционно историческая ответственность за благополучие граждан целиком и полностью лежит на государстве. Убеждение большинства населения в необходимости сильного государства нередко уравнивалось самоволием власти. Неслучайно как теоретики, так и практики постоянно обращаются к проблемам свободы и гражданских прав.Принципиальная особенность нынешней ситуации в России состоит в том, что ее гражданское общество не созревает и не вырастает в недрах народной жизни, а навязывается ему сверху, усилиями власти и ее идеологов, по моделям и стандартам, чуждым менталитету народа, которые в принципе игнорируют возможность его развития на основе собственного исторического опыта самоорганизации граждан.
Определение понятий “государство” и “гражданское общество” является одним из ключевых для понимания всей совокупности отношений современного общества и государства. Некоторые ученые государство и гражданское общество в российском контексте рассматривают как неразрывные части единого целого. “Управляемое законом” государство поднимается из гражданского общества; в свою очередь, государство вводит законы и гарантирует благосостояние населения, что обеспечивает процветание гражданского общества”Государство и гражданское общество
Государство — это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, и устанавливающая особый правовой порядок на определенной территории. Это совокупность политических институтов, главной целью которых является защита и поддержание целостности общества [Вики].
Гражданское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером. Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового [Вики].
Гражданское общество, по Гегелю, включает рыночную экономику, социальные классы, корпорации, институты, в задачу которых входят обеспечение жизнеспособности общества и реализация гражданского права. Гегель отмечает, что гражданское общество составляет совокупность частных лиц, групп, классов, институтов и т. д., которые прямо не зависят от государства. Гражданское общество включает в себя целенаправленную трудовую деятельность индивидов, свободу предпринимательства и другие свободы, правильное взаимодействие личности и общества.Провозглашение России социальным государством не привело автоматически к реальным изменениям на пути строительства социального государства. Формирование такового в постсоветской России находится в самом начале теоретической и практической разработки.
Однако, обновление общественных отношений в нашем обществе закономерно и неизбежно повлекло за собой изменение духовно-нравственных ориентиров, идеалов, содержания всех форм общественного сознания. В сознании людей происходит переоценка нравственно-эстетических ценностей; возвращение к историческим духовно-нравственным истокам; расширение интеллектуального кругозора за счет плюралистического отношения к авторам и идеям, находившимся под подозрением; освобождение от идеологической зашоренности, давления идейных догм и стереотипов; уход от негативного в прошлом и противостояние не менее негативному в сегодняшней общественной жизни. Очевидно, что сегодня осуществляется не только социальное, но и духовное расслоение общества: одни живут воспоминаниями о прошлом, другие - находятся в состоянии активного поиска новых нравственных идеалов, третьи - «без руля и без ветрил», освободившись от всякой идеологии, руководствуются лишь циничной жаждой наживы и получения удовольствия.
Духовное спасение и возрождение общества требует огромной научно-теоретической работы по созданию обновленных нравственно-эстетических ценностей, пересмотру позиций в области содержания морального и правового сознания подрастающего поколения.
На обсуждение выносятся следующие вопросы:
1. Какова психолого-педагогическая составляющая социального государства и современного гражданского общества?
2. Какие психолого-педагогические функции, принципы, основные черты и характеристики в оценке состояния современной России Вы считаете приоритетными в работе воспитателей, учителей, педагогов, психологов и социальных работников?
3. В каких психологических навыках и умениях нуждается индивид для полноценного участия в экономической и правовой жизни социального государства и гражданского общества и как их развивать?
4. Какова психолого-педагогическая сущность социальной самоорганизации на разных уровнях гражданского общества?
5. Что в психолого-педагогическом воздействии на личность необходимо совершенствовать для осуществление эффективного cоциального партнерства как основы успешного развития социального государства?
Каждый спикер берет слово строго в контексте трех ролевых позиций:
SN (англ.: State-Nation) - государство-нация,
CS (англ.: Сivil Society) - гражданское общество,
ME (англ.: Мarket Еconomy) - рыночная экономика.